ru

Новости

Как не попасться на удочку мошенников — круглый стол Пермской «ОПОРЫ РОССИИ»

Ситуации, связанные с обманом граждан с поддельными приложениями банков и заменой электронных адресов, обсудили в рамках круглого стола «Мошенничество: преступления, связанные с хищением денежных средств, совершенных с использованием современных информационно-коммуникационных технологий», организатором которого выступила Пермская «ОПОРА РОССИИ». Участие в дискуссии приняли представители бизнес-среды, правоохранительных органов, регионального УФНС.


Председатель Комитета по бюджету и налогам, и.о. Руководителя Бюро по защите прав предпринимателей Пермского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Юлия Старцева, открывая работу круглого стола, отметила, что каждый второй россиянин при совершении онлайн-покупок отдавал деньги мошенникам — связано это, в частности с появлением новых схем обмана в Интернете, которому подвергается не только старшее поколение, но и молодежь. Это говорит лишь о том, что надо как можно активнее информировать граждан о мерах предосторожности.

В регионе же только за первое полугодие 2023 года около 50 граждан, пострадавших от телефонных мошенников, обращались в общественную приемную партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Пермском крае. Об этом рассказала заместитель руководителя Председателя партии Елена Савельева. Спикер обратила внимание на принятие ряда мер по предупреждению противоправных действий в отношении жителей Прикамья, а также на необходимость более широкого информирования граждан о действиях мошенников. К совместной работе заместитель руководителя общественной приёмной пригласила всех участников круглого стола.

Самые распространенные способы мошенничества перечислил Заместитель Прокурора Пермского края Дмитрий Трусов. Так, к ним он отнес телефонные звонки от имени службы безопасности банка, Следственного комитета, родственников, попавших в сложную ситуацию. Не менее популярная схема — это предложение льготной путевки в санаторий.

Подробнее о видах телефонного мошенничества рассказали представители отдела безопасности Пермского Банка России Александр Евдокимов и Александр Верижников. Эксперты обратили особое внимание на то, что в последнее время мошенники совершают звонки, подменяя номера организации или банка. Имеют место и звонки в мессенджерах.

«Самая главная уловка злоумышленников — вызвать сильную эмоцию, торопить и не оставить возможность самому перезвонить в банк или другую организацию. Главная цель — заставить человека сообщить конфиденциальную информацию, открывающую доступ к банковскому счету (реквизиты банковской карты, включая пароли, данные онлайн-банка) или убедить жертву самостоятельно перевести деньги злоумышленникам», — подчеркнули спикеры.

Опытом предотвращения перевода денежных средств мошенникам поделилась врио Управляющего регионального отделения ЦБ РФ Наталья Шалаева. Так, сотрудники банковской организации спрашивают клиента, не поступало ли вам звонка от третьих лиц с целью взятия кредита. Именно такие вопросы помогли очнуться от воздействия злоумышленников пермячке Алене, которая поделилась в ходе круглого стола своей историей, как она чуть было не перевела мошенникам только что оформленный по их настоянию кредит. В завершение своего выступления Шалаева напомнила, что работник банка никогда не запрашивает у клиента коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от Интернет-банка, коды из СМС, номер банковской карты. В случае поступления сомнительного звонка необходимо самому перезвонить по номеру, указанному на банковской карте.

Представитель Управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю Антон Накохов привел статистику обращений в ведомство — так, за первое полугодие 2023 года зарегистрировано около 4,5 тыс преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, из них 2,5 тыс с использованием Интернета и телефона. Однако работа по пресечению преступных действий ведется и уже имеются положительные тенденции: увеличилась раскрываемость преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, с 31,4% до 33,4%. Кроме того, разработаны алгоритмы по раскрытию преступлений в течение короткого времени.

О неправомерном использовании электронной подписи рассказала главный специалист-эксперт отдела информационной безопасности Управления ФНС России Татьяна Бородина. Эксперт подчеркнула, что владелец электронной подписи обязан обеспечить конфиденциальность ключа проверки электронной подписи, а в случае, если конфиденциальность была нарушена, владельцу нужно оперативно обратиться в Удостоверяющий центр ФНС России и отозвать сертификат ключа проверки электронной подписи. Особенное внимание она обратила на то, что налоговые органы не информируют налогоплательщиков по электронной почте.

Резюмируя, эксперты подготовили основные правила, которые будут активно доводиться до граждан. К примеру, в Интернете необходимо пользоваться проверенными, надежными источниками, услугами и сайтами, а также проверять, кто вам пишет с просьбой о помощи в социальных сетях, мессенджерах. Для онлайн-покупок стоит завести отдельную карту, а также, совершая покупки, заходить в мобильный банк или личный кабинет в сети Интернет — только с личных устройств.

К правилам грамотного распоряжения электронными финансовыми инструментами эксперты отнесли установление лимитов на переводы и оплату, не сообщать никому полученный код подтверждения операции, а также не принимать поспешных решений под влиянием третьих лиц.

Если же хищение средств уже произошло, необходимо срочно позвонить в свой банк по номеру на обратной стороне карты, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту. Также нужно поступить в случае утери карты.

В течение дня — лично обратиться в отделение банка, получить выписку по счету и составить обращение о несогласии с операцией. Во всех случаях нужно написать заявление в правоохранительные органы.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»