ru

Новости

Эксперт профильного Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» высказал мнение о перспективах утилизационного сбора

Член Комитета по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Илья Бобовников представил экспертную позицию по вопросу изменений в механизм расчета утильсбора.


12 сентября Минпромторгом России вынес на обсуждение законопроект «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291». Документом предлагается ввести дополнительные показатели при расчете утилизационного сбора для легковых автомобилей категории М1. Базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя влияет на формирование коэффициента по прогрессивной шкале. Срок вступления в силу законопроекта перенесли на 1 декабря 2025 года. Это дало возможность многим гражданам и компаниям, занимающимся поставками автомобилей из-за рубежа параллельным импортом, немного успокоиться и получить автомобили в РФ без переплаты. Суть проста — введение заградительных ставок утилизационного сбора для физических лиц, ввозящих на территорию РФ автомобили мощностью более 160 л.с.

Видятся три явные причины появления законопроекта:

  • Лобби отечественных производителей, чьи продажи снизились за последний год, судя по информации Автостата, на 25% по сравнению с прошлым годом. Заводы переходят на сокращенный режим работы.
  • Условия китайских производителей, чьи бренды зашли в Россию с развитой сетью автомобильных дилеров. Китайские компании заняли площадки ушедших европейских и азиатских производителей, но продажи не растут теми темпами, которые позволяли бы существовать дилерам и развиваться дистрибьюторам. Согласно данным ФТС, более 75% иномарок в 2024 году ввезено физическими лицами, а не дистрибьюторами.
  • Наполнение бюджета страны, имеющий огромный дефицит. Так, утилизационный сбор должен привлечь в бюджет Минпромторга по «экологической» статье более 6 триллионов рублей с 2026 по 2028 годы.

Утилизационный сбор — обязательный платеж в бюджет с целью финансирования инфраструктуры утилизации транспортных средств и минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Это включает в себя снижение уровня выбросов, сокращение опасных отходов и предотвращение накопления устаревших автомобилей, которые могут представлять экологическую угрозу. Платить его обязаны все импортеры, производители и покупатели автомобилей за переработку транспортных средств после окончания эксплуатации. Этот сбор является частью обязательных платежей стран, вступивших в ВТО и взимать его в нынешнем формате стали в 2012 году.

В период с 2009 по 2013 годы государством была введена программа поддержки автопроизводителей в виде компенсации затрат на утилизацию старого парка, и дилеры по всей стране предлагали существенные скидки на автомобили при сдаче в утиль старых автомобилей. Продажи росли не по дням, а по часам, а склады вторсырья были переполнены старыми «жигулями», «москвичами» и праворукими «японцами» прошлого века выпуска. Именно тогда в России были зафиксированы максимальные продажи автомобилей. Но тогда была другая реальность и бюджет был профицитным, что позволяло поддержать отрасль и обновить парк автомобилей по всей стране. Сейчас ситуация, к сожалению, иная, и принятые меры скорее всего окажут совершенно иной эффект для граждан. Автомобиль из средства передвижения становится для многих непозволительной роскошью.

В качестве примера эксперт привел таблицы изменения стоимости утилизационного сбора для популярных автомобилей, ввозимых на территорию физическими и юридическими лицами.

Будем надеяться, что законотворцы услышат мнение отраслевиков об избыточности предлагаемых в законе мер и привязки сбора к мощности автомобиля, либо в качестве компенсационных мер примут закон о государственной поддержке покупателей новых автомобилей подобно тем, что действовали 12-15 лет назад.

Фото: GigaChat

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»