Анализ нормативно-правовых актов, принятых для поддержки предпринимателей
Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству сделал подборку утвержденных в июле антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества. Подробнее ознакомиться с ней можно в нашем материале.
Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству сделал подборку утвержденных в июле антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества. Подробнее ознакомиться с ней можно в нашем материале.
С 1 сентября 2022 года применяются актуализированные формы разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию
Приводится порядок заполнения указанных форм. Признается утратившим силу приказ Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр, которым утверждены аналогичные формы. Начало действия документа — 01.09.2022.
* Приказ Минстроя России от 03.06.2022 N 446/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69078)
Утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию пунктов пропуска через государственную границу РФ
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании пунктов пропуска, и предназначена для использования при планировании объемов таких работ. Начало действия документа — 11.07.2022.
* Приказ Минтранса России от 20.06.2022 N 233 «Об установлении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69076)
С 1 марта 2023 года вступают в силу Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи
Правила утверждены в соответствии с частью 2 статьи 52.1 Градостроительного кодекса РФ. Они применяются в отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, реконструированных, но не подключенных к сетям электросвязи объектов капитального строительства. Подключение осуществляется в следующем порядке: направление заявителем исполнителю запроса о выдаче технических условий; выдача технических условий в случае направления заявителем запроса; направление заявки о подключении; заключение договора о подключении с приложением технических условий; исполнение заявителем и исполнителем договора о подключении; составление акта о подключении. Постановление действует 6 лет. Начало действия документа — 01.03.2023. Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.
* Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 N 1196 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи»
Установлена форма заключения, выдаваемого в случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства
Приказ издан в связи с принятием Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096, предусматривающего утверждение соответствующей формы заключения. Начало действия документа — 18.07.2022.
* Приказ Росприроднадзора от 01.03.2022 N 123 «Об утверждении формы заключения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), выдаваемого в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2022 N 69186)
Внесены дополнения в классификатор строительных ресурсов
Новые позиции включены, в частности, в следующие Книги классификатора:
01. «Материалы для строительных и дорожных работ»;
04. «Смеси бетонные, растворы, смеси строительные и асфальтобетонные»;
05. «Изделия из бетона, цемента и гипса»;
08. «Изделия металлические, металлопрокат, канаты»;
11. «Изделия и конструкции из дерева и пластмассовых профилей»;
12. «Материалы и изделия кровельные рулонные, гидроизоляционные и теплоизоляционные, звукоизоляционные, черепица, водосточные системы».
* Приказ Минстроя России от 04.07.2022 N 541/пр «О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов, сформированный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 597/пр». Документ пока не опубликован.
В Градостроительном кодексе РФ закреплено понятие «типовое проектное решение»
Установлено, что функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, по решению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти или подведомственного ему учреждения может быть признано типовым проектным решением. Сведения о типовом проектном решении могут включаться в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Со дня включения сведений в реестр такое решение может быть применено при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта.
Правительством устанавливаются в том числе порядок признания решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением, а также особенности признания проектной документации объекта ИЖС типовой проектной документацией. Начало действия документа — 14.07.2022 (за исключением отдельных положений). В соответствии со статьей 4 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 14.07.2022)
* Федеральный закон от 14.07.2022 N 350-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В России появится федеральный реестр долгостроев
Вся информация о долгостроях, которые полностью или частично возводились за счет федерального бюджета, появится в специальном реестре. Создание реестра поможет скоординировать и ускорить работу по ликвидации долгостроев. В реестр будет вноситься информация о фактическом местонахождении объекта, причинах остановки строительства, наличии необходимой градостроительной документации. Также в реестре появится финансовая информация и сведения о проведенных обследованиях — они дадут представление о технических возможностях продолжения строительства.
Решение о включении того или иного объекта в реестр долгостроев будет принимать специальная межведомственная комиссия, состоящая из представителей Минстроя, Минфина, Росреестра, Федерального казначейства и Росимущества. Отвечать за ведение реестра будет Минстрой. Благодаря реестру появится возможность активизировать этот процесс, оперативнее решать все формальности. В нем будет собрана необходимая информация для обоснованного подхода к их дальнейшей судьбе. Федеральный реестр создается в рамках «дорожной карты» по внедрению новых подходов к управлению незавершенными строительными объектами, утвержденной в марте 2022 года.
* Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2022 № 1295 «Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, составе включаемых в него сведений и порядке предоставления таких сведений»
Минстрой России сообщает о многочисленных нарушениях негосударственными экспертными организациями требований законодательства о необходимости проведения экспертизы по ряду объектов только в форме госэкспертизы
В настоящее время реализована техническая готовность сервисов ГИС ЕГРЗ автоматически выявлять заключения экспертизы, подготовленные с указанными нарушениями, и не допускать включение в ЕГРЗ сведений о заключениях негосударственной экспертизы, содержащих сведения, не относящиеся к предмету негосударственной экспертизы. В связи с этим сообщается о необходимости неукоснительного соблюдения принципа подведомственности организаций, осуществляющих проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и направления проектной документации, подлежащей госэкспертизе в соответствии с частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, в организации по проведению государственной экспертизы проектной документации.
* Письмо Минстроя России от 16.07.2022 N 34214-ИФ/08 «О нарушении негосударственными экспертными организациями требований законодательства о необходимости проведения экспертизы по ряду объектов в форме государственной экспертизы». Документ еще не опубликован.
Рассмотрен вопрос о государственной экспертизе проектной документации по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов
Проектная документация и/или результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов подлежат государственной экспертизе в случае строительства или реконструкции (в значении соответствующих понятий, установленном пунктами 13 и 14 статьи 1 ГрК РФ) объекта (объектов) капитального строительства, предусмотренных такой документацией.
* Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 21.07.2022 N 08-05-1/11833-НБ «О государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по рекультивации открытой площадки для размещения (захоронения) отходов». Документ еще не опубликован.
КС РФ проверил конституционность норм о прекращении залоговых прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при передаче имущества застройщика-банкрота созданному для защиты прав дольщиков фонду
Введение Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ нового регулирования, регламентирующего порядок передачи объекта незавершенного строительства фондам, созданным для защиты жилищных прав граждан, иному приобретателю, и распространение его на ранее возникшие правоотношения ухудшают положение залоговых кредиторов. В указанной ситуации залоговые кредиторы могут претендовать на удовлетворение своих требований только в общей процедуре банкротства застройщика при наличии у него иного имущества, которого, как правило, застройщики не имеют.
Залоговые кредиторы, не являющиеся по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участниками строительства, вступая в правоотношения с застройщиком до принятия Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ, не могли прогнозировать такое изменение регулирования, которое ведет к ухудшению их имущественного положения и к лишению их права на приоритетное удовлетворение требований за счет имущества, находящегося в залоге.
Конституционным Судом также отмечено, что требования кредиторов по текущим платежам подлежат удовлетворению из имущества самого должника и тем самым не могут считаться требованиями, удовлетворение которых гарантировано. Если имущества застройщика-должника недостаточно, в результате чего удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам за счет его реализации становится невозможным, передача имущества должника соответствующему фонду, по существу, не является фактором, ухудшающим положение кредиторов по текущим платежам.
Не соответствующими Конституции РФ признаны:
- части 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 11 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — в той мере, в какой они не предусматривают необходимых правовых гарантий защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства фонду, действующему в целях защиты прав граждан-участников долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика;
- пункт 5 статьи 201.10, абзац второй пункта 2 статьи 201.15, подпункт 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» — в той мере, в какой они не допускают возмещение расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, за счет фонда, действующего в целях защиты прав граждан-участников долевого строительства, если из обстоятельств дела не следует, что сумма долга не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду. Оплата труда работников, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, должна осуществляться вне зависимости от указанного условия.
Федеральному законодателю надлежит внести в законодательство соответствующие изменения. До этого КС РФ установил настоящим Постановлением временное правовое регулирование.
* Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 № 34-П «По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой». Документ еще не опубликован.