ru

Новости

03 Апреля 2023

Предпринимать шаги к развитию

Простых периодов в истории не бывает. Все по-своему сложные. Так в чем особенность сегодняшнего? Совпадают ли его характеристики с точки зрения предпринимательской и законодательной сферы? Об этом спросили Эдуарда Омарова, Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», члена Комитета по бюджету, налогам и финансам, а также Комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной Думы.


— Непростые и очень непростые ситуации в истории нашей страны были многократно, — начал наш разговор Эдуард Закирович. — Даже когда у нас почти никто не знал, что такое санкции, они уже применялись в отношении нашей экономики. Ведь санкции — один из самых часто используемых инструментов экономической борьбы. Есть множество примеров того, как державы, не прибегая к непосредственным контактам, воздействовали на противника через сферу макроэкономики. Изучая мировой опыт, эксперты не раз описывали такие ситуации, раскладывали по полочкам те условия, при которых они начинаются, и что надо сделать, чтобы экономическое давление минимизировать. А еще лучше — чтобы его минусы обратить в плюсы. Чтобы можно было не только сопротивляться встречному ветру, но и использовать его в своих целях. Именно в таком направлении сейчас и работают у нас все уровни законодательной власти.

— Выдержать жесткое санкционное давление оказалось нам по силам?

— Еще 15 лет тому назад оно было бы крайне критичным для экономики, а 25 лет назад просто ввергло бы страну в хаос. Многие помнят, как в начале 90-х годов прилавки стали пустыми. Как витрины в продовольственных магазинах «декорировались» консервными банками морской капусты, кильки в томатном соусе и рыбными фрикадельками. Почему тогда так произошло? Еще не было предусмотрено компетенций по созданию и поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. Шли по накатанной, а надо было законодательно пойти навстречу бизнесу, создать условия для его развития. Но мы научились делать правильные выводы из уроков истории. Благодаря этому со сложностями, но пережили дефолт 1998 года, когда в течение месяца рубль как валюта обесценился четыре раза. И кризис 2010-2014 годов многие предприятия прошли почти безболезненно. Все могло рухнуть в пандемию, но и она нас не подкосила, наоборот, предприниматели освоили новые формы и методы работы, в том числе в режиме онлайн, перешли на импортозамещение, открыли для себя внутренний рынок. Они стали более активными, самостоятельными, поверили в себя. А государство поверило в предпринимателей.

— Какая роль в этом процессе у законодательной власти?

— Между вызовом времени и ответом на него должна быть выстроена цепочка процедур, принят регламент действий. Разрабатываются и принимаются законы, депутаты утверждают порядок действий и правила, направленные на развитие той или иной сферы. Чтобы эти решения были выверенными и максимально эффективными, к совместной работе приглашают экспертов. Без должного уровня экспертности принять взвешенное решение, попадающее точно в цель, крайне сложно. Сегодня в регионе такое взаимодействие хорошо налажено. Конечно, бывает, что в документы приходится вносить корректировки — иногда технического характера, чтобы законодательство регионального уровня не противоречило федеральному, иногда — принципиального, когда вносимые изменения значительно расширяют возможности определенных категорий граждан или представителей предпринимательского сообщества. Появляются площадки для общественного обсуждения наиболее актуальных тем в различных отраслях экономики и социальной политики.

— Сейчас часто говорят о поддержке предпринимателей. Сколько такой поддержки должно быть, чтобы ее было достаточно?

— Само словосочетание «поддержка предпринимателей», на мой взгляд, в корне неверно. Поддержка необходима тому, кто слаб. А тому, кто способен двигаться самостоятельно, надо создавать для этого условия, способствовать развитию тех секторов экономики, в которых заинтересованы регион или федерация. В этом — государственная задача, в этом — забота законодательной власти и депутатов. Предприниматель сам является поддержкой экономики. Надо лишь сделать так, чтобы эта опора максимально эффективно выполняла свою функцию.

— Снижение количества проверок предпринимателей не приведет ли к обратному эффекту — к росту нарушений?

— Если спросить разумного предпринимателя — «Нужен ли контроль и надзор государства?», он ответит положительно. А если спросить не очень продвинутого, он, скорей всего, скажет: «Да зачем нужны все эти проверки?». Где истина? Она посередине. Давайте представим, что в городах вдруг совсем не станет полиции. Наступит хаос, разгул бандитизма, воровства. Но и в другой ситуации, когда полицейские будут стоять на каждом углу — порядка больше не станет. Чрезмерное наличие полицейских на улицах будет восприниматься не как гарантия безопасности, а как некий тревожный сигнал.

Уровень администрирования любой деятельности должен быть такой, чтобы не утяжелять развитие, а стимулировать его. Если не снять излишний груз контрольных процедур, то предпринимательская деятельность остановится. Встанут станки, иссякнут денежные потоки, люди не будут получать зарплату, а бюджет — налоги. Именно поэтому на законодательном уровне, в том числе и в регионе, так много делается, чтобы освободить предпринимателей от бюрократической нагрузки, сократить до минимума количество плановых проверок, проводить их только в ситуациях особого риска.

— Уровень ответственности бизнеса тоже должен повышаться законодательно?

— Он точно не зависит от количества проверок. Вы даже представить себе не можете, насколько высока степень ответственности успешных предпринимателей. Если бы кто-то из них все делал с нарушениями, то ничего в результате бы не построил, никто бы с ним на долгосрочной основе не работал. Да и забыть о степени своей ответственности ему не дадут. Почти 60 различных контрольных органов следят за соблюдением предпринимателем более чем 2500 норм. Ведь предприниматель работает не сам по себе, он, как глава большой семьи, так или иначе связан с огромным количеством людей. Взвалить на себя этот груз может только очень ответственный человек.

— Тяготы бизнеса сейчас часто ложатся на плечи женщин, чьи мужья ушли на СВО. Этой категории предпринимателей нужна особая помощь?

— Если мужа призвали в армию, а жена вынуждена вставать у руля семейного бизнеса, чем ей может помочь государство? Тем, чтобы для начала разобраться, хватает ли у нее компетенций, чтобы управлять предприятием. Если раньше она в эту деятельность не вникала, то придется начинать с азов. Сегодня технологии обучения предпринимательской деятельности позволяют быть эффективным даже людям без предпринимательской жилки. На уровне знаний можно вполне успешно вести любой бизнес.

Даже в самых сложных жизненных ситуациях задача государства не подставить костыль, а создать условия, выстроить систему для развития компетенций, при которых максимально быстро можно войти в колею управления. Снять лишние препятствия и ограничения — в виде долгов, кредитов и других финансовых обязательств, которые будут мешать, тормозить, отвлекать. Взять на себя дополнительные социальные обязательства, связанные с организацией быта, с заботой о детях. Такой подход реализуется в Тюменской области. Задача законодателей — правильно прописать нормы закона, при которых предприниматели будут создавать новые рабочие места, платить людям достойную зарплату, чтобы те могли кормить свои семьи, заботиться о детях, престарелых родителях.

Стране важно, чтобы были максимальная занятость, эффективный труд. Для этого надо понять потенциал роста каждого предприятия, предложить дополнительные меры для развития производства, для масштабирования бизнеса. Дать предпринимателю возможность взять кредиты на развитие производства под низкий процент, предоставить налоговые льготы, в том числе по аренде земельных участков, производственных помещений, подготовить инженерную инфраструктуру, сделать техническое присоединение, увеличить мощности по газу и электрике. Именно такие решения законодательно закреплены в Тюменской области.

— Сколько же раз может меняться и перестраиваться предприниматель?

— Бесконечно. Если в нем есть предпринимательское начало, то он всегда готов к переменам. Предприниматель всегда живет в эпоху перемен.

— А законодатель?

— Законодатель, как и предприниматель, должен быстро ориентироваться в ситуации и инициировать законы, которые должны быть актуальными и максимально эффективными для всех слоев населения.

Источник: «Тюменские известия»

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»