ru

Новости

Как могут работать мелкие импортеры в новых условиях

Российский бизнес не видит конкурентов в челноках «новой волны». Возможность их появления сейчас довольно высока, рассказали «Ъ FM» отечественные ритейлеры. По их словам, популярная в 90-е годы форма торговли товарами широкого потребления может возродиться с легализацией в России параллельного импорта. Ввоз продукции без согласия производителя правительство разрешило в конце марта. А позже уточнило, на что распространится норма: в перечень вошло более 50 групп товаров и около 200 зарубежных брендов, покинувших российских рынок.


«Ъ FM» спросил у представителей торгового бизнеса, каких изменений они ожидают:

Владлен Максимов, Вице-президент Ассоциации «НП «ОПОРА», президент Ассоциации малоформатной торговли: «Возрождение челноков маловероятно по самым разным причинам, например, потому что людей, которые готовы сейчас этим заниматься, все бросив, очень мало. Все равно существующие ограничения не подразумевают завоз товаров такими микроскопическими партиями, делать это будут в любом случае какие-то средние компании. Конечно, некоторая угроза контрафакта существует, но в ряде товарных группах подделки и так есть».

Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники «РАТЕК»: «С уверенностью об этом говорить, наверное, нельзя, но такая вероятность может существовать. Хорошо это или нет? Челночный бизнес — это не очень цивилизованная форма торговли. И потом возникает много вопросов с выводом товара на рынок. Когда производитель выводит продукцию на рынок, он готовит его к обязательным требованиям, которые существуют в государстве. У нас их достаточно много, и если мы говорим о бытовой технике, электронике — это сложный товар. Сможет ли его подготовить к продаже небольшой импортер, который везет товар, непредназначенный для российского рынка? Скорее всего не сможет. Здесь остается много открытых вопросов».

Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России: «Каких-то особых опасений быть не должно. Волнение, наверное, оправдано, если кто-то был эксклюзивным поставщиком, но в целом это серьезно, конечно, не повлияет на ситуацию. Поскольку такого масштаба, как в 90-е челночное явление, не приобретет. В то время не было вообще системы торговли, она не была создана. Была советская торговля, которая не функционировала. Поэтому фактически челноки появились на пустом месте, чтобы занять все ниши занять. А сейчас торговые процессы в России очень развиты».

Могут ли в самом деле в стране появиться «новые челноки»? Советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов полагает, что это произойдет в новой форме. Вместо существовавших в 90-е вещевых рынков мелкие импортеры будут создавать свои точки продаж, полагает эксперт: «Россия довольно долго жила в условиях параллельного импорта, и сейчас наладить нечто подобное не очень сложно.

Причем, скорее всего, челночный бизнес возродится не в виде банальных челноков, а мелких специализированных фирм, которые в рамках увеличенных, кстати, совсем недавно лимитов беспошлинного провоза товаров, доставят то, что будет компактным и удобным для транспортировки, но в то же время подпало под текущие ограничения.

Опыт тех же 90-х показывает, что даже средней руки импортер довольно легко налаживает гарантийное обслуживание, иногда просто путем создания небольшого запаса изделий, которые в случае выхода из строя в гарантийный срок, меняются на новые.

От какого-то решения правительства до реализации лежит достаточно большая дистанция. Контролирующие органы нуждаются в специализированных актах, инструкциях, разъяснениях. Если на рынке будет возникать реальный дефицит того или иного товара, они могут действовать достаточно быстро.

Поэтому пока в основном торговля идет с использованием складских запасов, проблема не является очень острой. Но по мере того, как товар на складах будет заканчиваться, это ориентировочно случится в начале осени, а несогласованность нормативных актов отдельных министерств и ведомств будет создавать проблемы, данные вопросы будут решаться быстро и решительно».

Наиболее востребованными товарами для параллельного импорта, скорее всего, станут оригинальные автозапчасти и лекарства, считает экономист управляющий директор компании Trade123 Владимир Рожанковский. По этой причине, считает эксперт, кроме Китая, «новым челнокам» придется закупать продукцию также в Турции и Объединенных Арабских Эмиратах: «В отличие от конца 80-х, начала 90-х, когда из челночных туров в основном везли одежду, сейчас основная проблема, конечно, с иномарками и запчастями.

Все говорят практически в один голос: основу челночного бизнеса, который, безусловно, возрождается на наших глазах составят не очень тяжелые и габаритные автозапчасти — их можно покупать в третьих странах и привозить в Россию.

Основной альтернативный канал закупки деталей для авто пока ОАЭ, оттуда реэкспорт идет уже дальше. Второе, что будут возить челноки — это медикаменты».

В середине 90-х по разным оценкам на «челночную экономику» приходилось до трети российского импорта. Согласно примерным подсчетам экономистов, в этой сфере было занято до 10 млн человек.

Источник: «Коммерсантъ»

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»