В ОП РФ раскритиковали поправки в Градостроительный кодекс РФ
30 мая в Общественной палате РФ прошло «нулевое чтение» законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования».
Участники дискуссии отметили, что нововведения, прописанные в документе, повлекут необратимые деструктивные последствия для строительной отрасли.
«Мы все понимаем значимость рассматриваемых сегодня поправок, понимаем, насколько он важен для строительной отрасли и какие кардинальные изменения он может повлечь при неосторожном принятии. Поэтому Комиссия Общественной палаты по вопросам инвестиционного климата при поддержке Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами намерена подготовить заключение экспертов и профессионального сообщества по данному документу», — открыл «нулевое чтение» первый заместитель председателя профильной комиссии Николай Остарков.
Законопроект предусматривает введение регионального принципа строительных СРО, что, по мнению участников дискуссии, исключает возможность формирования СРО, действующих на федеральном и межрегиональном уровне, а также обязывает строительные компании формировать два компенсационных фонда для возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.
Доктор экономических наук, профессор кафедры инвестиционно-строительного бизнеса РАНХиГСМихаил Викторов отметил, что введение регионального принципа напоминает систему государственного лицензирования начала двухтысячных, когда в каждом регионе были созданы соответствующие палаты и органы, игнорировавшие лицензии аналогичных структур других регионов. Он подчеркнул, что данная система препятствовала развитию строительного бизнеса на федеральном уровне из-за коррупциогенных факторов на региональном.
Председатель Комитета по строительству «Опоры России», президент группы компаний «Премьер»Николай Циганов раскритиковал предложенный в поправках гарантийный механизм компенсационных фондов.
«Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации для обеспечения договорных обязательств составляет 1 млн рублей. Практика простая. 30 организаций создали фонд, заплатили в него по миллиону рублей, одна компания примет участие в тендере на 2 млрд рублей — по законодательству она имеет на это право, если у нее есть 2,5 млн — провалит его, разве 30 млн спасут ситуацию? При этом остальные 29 компаний понесут материальные и имиджевые потери», — объяснил Циганов.
«Очень стремительно развивается история с данными поправками, я согласна с коллегами, поправки являются революционными для отрасли и, как следствие, для потребителей, граждан. Этот законопроект входит в число тех документов, при принятии которых исполнительная власть хочет миновать стадию общественного обсуждения. Предлагаю обратиться в Общественный совет при Минстрое с просьбой отреагировать на документ. В свою очередь Общественная палата подготовит всестороннее заключение на ту концепцию, которая в нем содержится», — резюмировала дискуссию председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидии Михеева.