Надзор в России пока бесконтролен
Система государственного и муниципального контроля нуждается в глобальном изменении. Об этом говорили участники дискуссионной площадки «Реформа контрольно-надзорных функций», прошедшей в рамках конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату».
Модератором сессии выступил президент «Деловой России» Алексей Репик.
Он в частности рассказал аудитории о существующем поручении правительства подготовить новый закон о государственном и муниципальном контроле. «Последние два месяца активно ведется диалог на площадках деловых объединений, уже вышедший на уровень правительства РФ, безусловно, это найдет отражение в послании Президента РФ», - подчеркнул Алексей Репик.
За последние годы расход финансирования на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства вырос в 2,5 раза. И губернатор Ульяновской области Сергей Морозов охарактеризовал эти меры, как оправданные, поскольку сегодняшняя система контроля и надзора в значительной степени является архаичной по отношению не только к субъектам контроля, но и со стороны самого государства.
«Если кто-то начнет возражать, что мы при том бардаке, который сегодня есть, не имеем права что-то внедрять и увеличивать количество проверок, это неверно. По официальным данным самих ведомств количество субъектов, охваченных ежегодными проверками, составляет всего лишь 14-17 %. То есть одна проверка проводится, примерно, раз в 5-7 лет. А в целом, по федеральным контрольным органам этот показатель равен лишь 4%, то есть одна проверка проходит раз в 25 лет. Это означает фактически полное отсутствие государственного контроля», - подчеркнул Сергей Морозов.
Руководитель экспертного центра при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович выразила уверенность, что ситуацию можно в корне изменить. В настоящий момент разрабатывается Федеральный закон, и реализуются поручения Дмитрия Медведева по совершенствованию государственного контроля и надзора. В частности в Государственную думу внесен законопроект о создании единого реестра проверок. Но при всем этом есть и мало отрадные факты. К примеру, за 2014 год в ГД было внесено около 70 законотворческих инициатив, касающихся внесения изменений в законодательство. 90% этих инициатив направлены на увеличение штрафов и расширение ответственности, создание новых административных барьеров. И только 10 % призваны снизить размер штрафов и призывают к дополнительной ответственности должностных лиц.
«Решение наказать – это не лучший выход. Есть законодательная инициатива, которая нацелена на взыскание с чиновников, в результате контрольно-надзорных действий которых нанесен ущерб федеральному бюджету. Это замечательная инициатива», - подчеркнула Анастасия Алехнович.
Она привела яркий пример негативной законодательной инициативы, а именно - внедрение норм «о высоте расположения мест взаимодействия с гражданами». Здесь речь идет о таких простых, казалось бы, вещах, как высота и размер прилавков, окошек и торговых палаток. Штраф за несоответствие варьируется от 500 до 100 тыс. рублей.
Одним из достижений в борьбе с коррупцией стало появление «красных кнопок» на сайтах органов государственной власти, которые помогают предпринимателю оперативно обратиться за помощью или с вопросом по тем или иным нарушениям со стороны чиновников.
От предпринимательского сообщества выступил генеральный директор компании «Новотранс Юг» Михаил Розенфельд: «Проверки сегодня стали элементами конкурентной борьбы и рейдерских атак, мы не имеем реальной статистики по проверкам. Принято считать, что плановые и внеплановые проверки идут в соотношении 50 на 50».
Кроме того, бизнесмен сообщил, что значительная часть проверок находится вне предмета законодательного регулирования. Полностью отсутствует стимул контролирующих органов к применению минимальных санкций, таких как простое предупреждение.
«Здесь очень важна открытость формирования требований к проверкам, поскольку, если принятия решений опять пройдет в кулуарном режиме, то мы получим не совсем тот результат, который всем нам хотелось бы получить.
На сегодня вся просветительская работа, которая призвана подтянуть предпринимателей по этим вопросам, проводится через общественные приемные за счет проведения обучающих семинаров. Но здесь требуется системный уровень», - подытожил Михаил Розенфельд.
Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин, высказал предположение, что презумпция незаконной предпринимательской деятельности прочно сидит в голове у каждого чиновника, который действует из посылов уничтожить всякий бизнес до того, как он совершил правонарушения.
«Надо понимать, что любая опасность влечет за собой формирование рынка услуг, связанного с ликвидацией этой опасности. И этот рынок жестко аффилирован с представителями контрольно -надзорных органов. Сегодня этот рынок исчисляется триллионами рублей. От 5до 12 % стоимости товара на полке - это цена избыточных контрольно-надзорных процедур. Это колоссальные деньги, и за эти деньги борьба будет идти постоянно», - поделился своим мнением Владислав Корочкин.
Марина Блудян, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», была настроена более оптимистично. Она рассказала об успехах в сокращении надуманных проверок: «Начиная с 2014 года, МЧС ввел мораторий на плановые проверки субъектов МСБ на три года. В министерстве Труда повсеместно отменена аттестация рабочих мест, остались проверки только на вредных предприятиях. То есть идет сокращение видов контроля. Это положительная тенденция».