На заседании Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту обсудили актуальные вопросы в сфере автомобильных перевозок
17 ноября в формате видеоконференцсвязи состоялось очередное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту. Встреча была посвящена теме автомобильных перевозок. В ней приняли участие члены «ОПОРЫ РОССИИ» - представители транспортной отрасли, а также приглашенные эксперты из Ространснадзора, Росавтодора, АО «Корпорации «МСП».
Представитель Комитета по транспорту Сергей Кумбарули выступил с докладом «О тенденции к прекращению законной деятельности в сфере регулярных пассажирских автомобильных перевозок». По его словам, с учетом сложившейся ситуации в стране, ввиду распространения короновирусной инфекции, и как следствие падения пассажиропотока усилилась проблема нелегальных пассажирских перевозок. Значительно увеличилось число незаконных перевозок. Первые – это автобусные перевозки, которые оформлены как заказные, но при этом выполняют регулярные рейсы. Вторые – информационные ресурсы, где размещена информация о предлагаемых перевозках. Данные перевозчики не соблюдают необходимые требования, которые предъявляются к пассажирским перевозчикам.
«Полномочия по выявлению и пресечению подобной деятельности реализуется территориальными подразделениями МВД и Ространснадзора. Однако эти мероприятия не носят систематический характер и, как правило, малоэффективны. По многим регионам работа ведется, но она узкая, точечная, нет системы», - посетовал Кумбарули.
Его позицию поддержал Начальник центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Павел Павлов. Он рассказал, что по поручению руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина необходимо организовать мероприятия по транслированию практики, которая разработана совместно с Правительством Москвы и применяется на территории Московского региона. Так, приняты меры в виде ареста транспортных средств нелегальных перевозчиков, заключены соглашения со всеми контрольно-надзорным органами, организована системная работа, создан штаб по борьбе с нелегальными перевозчиками, в который входят все причастные ФОИВы и субъекты РФ. Также организованы мобильные группы, которые в круглосуточном режиме осуществляют рейдовые мероприятия.
«За полгода проведена работа в Москве, Тульской области. Аналогичные мероприятия сейчас проводим в Северо-Кавказском федеральном округе, начали с Кабардино-Балкарской республики, активизируется работа по Ставропольскому краю, и постепенно будем транслировать данные мероприятия на все субъекты», - отметил Павлов.
Он также предложил «ОПОРЕ РОССИИ» делегировать своих представителей для участия в таких штабах. Инициатива была поддержана участниками заседания.
В свою очередь Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по повышению прозрачности российского бизнеса и созданию условий для добросовестной конкуренции Юрий Рябичев предложил организовать совместную рабочую группу по транспорту для формирования позиций с целью дальнейшего диалога Организации с Правительством РФ и госорганами.
Вторым вопросом обсуждения стала тема доступности обновления пассажирского транспорта, а именно автобусов, для предприятий МСП. Елена Шадуя, представитель Комитета по транспорту отметила, что самым востребованным финансовым инструментом является лизинг. Однако воспользоваться данной услугой перевозчики не могут. Так, действующая с 2012 по 2020 гг. программа Министерства экономического развития РФ, согласно которой выделялись субсидии из федерального бюджета, завершена, причем в некоторых регионах раньше срока. А региональные лизинговые компании не оказывают поддержки перевозчикам. Кроме того, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрен льготный лизинг транспортных средств, однако программа реализуется не во всех субъектах РФ.
В свою очередь Руководитель Дирекции по управлению дочерними и зависимыми лизинговыми компаниями и инвестициями АО «Корпорация «МСП» Татьяна Гончарова, рассказала, что в 2019 г. Министерством экономического развития РФ была разработана программа по субсидированию авансового платежа для субъектов МСП. В рамках данной программы предполагается субсидировать приобретение в лизинг, в том числе автобусы. Но в 2021, 2022 гг. бюджетных ассигнований не запланировано на данную программу, реализация возможна не ранее 2023 года.
Николай Нелюбин из Самарского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» рассказал о сложностях, связанных с получением спецразрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Ввиду затянутых сроков на получение разрешения, грузоперевозчики не могут вовремя доставить грузы получателям, а как следствие, нарушаются сроки реализации проектов, что приводит к убыткам компаний МСП.
Для решения проблемы Нелюбин предложил рассмотреть возможность использования нового программного обеспечения по выдаче разрешительной документации, а также предусмотреть создание депозитной системы оплаты, интерактивной карты наблюдения и планирования ремонтов дорог.
В свою очередь заместитель начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Антон Козлов, рассказал, что на сегодня разрабатывается «Личный кабинет грузоперевозчика», по аналогии ФНС. Запуск планируется уже в 2021 году, в феврале начнется тестовая эксплуатация программы. Разрешение будет выдаваться в электронном виде. До 2023 г. можно будет получать документы в бумажном виде, но приоритетным способом будет электронный.
«Программа будет передана всем владельцам автомобильных дорог на безвозмездной основе, чтобы процесс согласования организовать через «Личный кабинет». Данная система электронного документооборота ускорит процедуру согласования, и самое главное мы уйдем от необходимости разработки регионами и муниципальными образованиями своего программного обеспечения. Чтобы упростить процедуру оплаты, в «Личном кабинете» будет подключен эквайринг, платеж можно будет осуществлять единой транзакцией», - пояснил Козлов.
Вместе с тем также планируется введение предсогласования на несколько месяцев вперед. Оно будет действовать на востребованных, загруженных маршрутах, на которые приходится 70-80% перевозок. На согласование по совпадающим маршрутам уйдет 1-2 дня.
Завершающим вопросом заседания стала тема развития газомоторной отрасли в субъектах РФ, участвующих в государственной программе по субсидированию МСП по переводу транспорта на газомоторное топливо. Алексей Березовский из Ростовского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» рассказал об условиях программы и сложностях, с которыми столкнулись регионы, субъекты МСП. При этом он отметил значимость консолидированной работы власти и бизнеса в данном вопросе, необходимость создания в регионах инфраструктуры для безопасного использования транспортных средств с газобаллонным оборудованием.
«Это очень хорошая мера поддержки наряду с другими, предусмотренными Правительством РФ. Она была разработана не как антикризисная мера, а как мера повышения эффективности и экологичности транспорта, но она совпала с ограничениями ввиду короновирисной инфекции и очень эффективно сработала в заявленных регионах», - подытожил Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по транспорту Глеб Киндер.
В завершении было принято решении о включении в Комитет по транспорту нового представителя – Ивана Клочихина, который является экспертом в сфере дорожного хозяйства.