ru

Новости

30 Сентября 2013

Готовимся к обороне

На базе ОНФ в течение недели будет сформирован экспертный совет по мониторингу госзакупок в сфере оборонного заказа. Об этом во вторник было заявлено на круглом столе «ОНФ: поставить государственные закупки в сфере обороны под общественный контроль», прошедшем на площадке Фонда института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ).


В круглом столе, организованном ОНФ, приняли участие эксперты в сфере оборонного комплекса, в числе которых — руководители предприятий ОПК, представители Минобороны, ветеранских и патриотических организаций, депутаты Госдумы, ученые. Основная тема – как использовать площадку проекта «За честные закупки» для того, чтобы наладить систему общественного контроля в этой области государственных расходов. Экспертная группа, которую предполагается сформировать при сайте Зачестные закупки.онф.рф будет целенаправленно проводить анализ закупок ОПК, сообщать о нарушениях не только в ФАС, но и в Минобороны и Военную прокуратуру, вырабатывать системные решения проблем злоупотреблений и качества исполнения оборонного заказа. Сообщить на сайт о нарушениях в сфере оборонных поставок может любой гражданин или общественная организация.

«Проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» — это новый уникальный инструмент, который должен способствовать открытости и прозрачности в сфере госзакупок, в том числе в сфере ОПК, — отметил в своем выступлении член Центрального штаба ОНФ, глава «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Бречалов. — Важно, что принять участие в этом процессе теперь может каждый гражданин или общественная организация. Проект существует с начала сентября, на сегодняшний день его постоянными участниками стали 13 общественных организаций, благодаря которым выявлено 89 сомнительных закупок на сумму более 35 млрд рублей. Сумма уже опротестованных закупок составила более 6 млрд рублей».

Главная цель, подчеркнул Александр Бречалов – изменение самой модели госзакупок в части ответственности тех лиц, которые сознательно нарушают законодательство: «Плюс этого ресурса — в том, что мы сопровождаем полностью весь процесс проведения госзакупки, от момента исполнения закупки до решения суда».

Александр Бречалов привел данные анализа, проведенного экспертами проекта. Согласно этим данным, в 2012 году доля закупок, приходящаяся на малый бизнес, составила не более 4,5% от всех закупок, что соответствует примерно 250 млрд руб. При этом по действующему законодательству доля закупок у малого бизнеса должна составлять не менее 10% от общего годового объема. «С 1 января 2014 года минимальная квота закупок у малого бизнеса возрастает до 15%, — напомнил Бречалов, - Таким образом, малым предпринимателям «в теории» будет открыт рынок сбыта объемом не менее 900 млрд. рублей. Если ситуация с исполнением данной нормы не изменится в лучшую сторону, малый бизнес продолжит недополучать около 650 млрд руб.в год».

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» привел данные с сайта Администрации малого бизнеса США. По этим данным, квота для малого бизнеса по гособоронзаказу в США составляет 22%, через субконтракты – 36%. «Всего сумма, выделенная на американский оборонный заказ для малого бизнеса — это только на прямой, без субконтрактов — составила 56 млрд.долларов! Больше чем весь наш отечественный ГОЗ (2 трлн рублей)», — констатировал Бречалов. По словам члена Центрального штаба ОНФ, во всем мире оборонный заказ – это мощнейший стимул для развития малых компаний, особенно занимающихся наукоемкими технологиями и инновациями и огромный рынок сбыта. «У меня нет сомнений, что при правильном подходе малый бизнес может быть полноценным участником системы ГОЗ», подчеркнул Бречалов. «Однако на сегодняшний день в нашей стране сложилась совершенно иная ситуация».

В числе примеров Александр Бречалов привел установленную российским законодательством практику предквалификации для участникам торгов. «Для большинства малых компаний это является серьезным барьером для того чтобы стать участником торгов по гособоронзаказу», подчеркнул Бречалов. По мнению президента «ОПОРЫ РОССИИ», необходимо включать в контракты, заключаемые крупным бизнесом по гособоронзаказу, механизм размещения части заказа у малого бизнеса — до 20% полученного госконтракта. «Еще одно предложение — выделить квоту на участие в гособоронзаказе для предпринимателей инвалидов, хотя бы 1-2% от всего заказа», — заявил Бречалов. «Я предлагаю нам с вами очень четко и качественно сформулировать свои предложения, проработать вопрос с экспертами, а главное — с самими предпринимателями, и благодаря площадке Общероссийского народного фронта все же добиться того, чтобы наш малый и средний бизнес был допущен к участию в гособоронзаказе на приемлемых и прозрачных условиях».

Гендиректор Омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова» Иван Поляков отметил, что от гособоронзаказа, который сегодня составляет более 1 трлн. рублей в год, напрямую зависит национальная безопасность нашей страны и уровень защищенности российских граждан от различного вида угроз. «Кроме того, это огромный ресурс для инноваций, модернизации всех отраслей промышленности и развития науки и высокотехнологичного производства», — уточнил Иван Поляков. Но, в то же время, регулярно выявляется значительное число нарушений в области формирования, размещения и исполнения в сфере оборонных поставок. Так, в 2011 году Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральной антимонопольной службой было выявлено нарушений на сумму свыше 25 млрд рублей, в 2012 – более чем 16 млрд рублей.

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко предложил отследить с помощью площадки ОНФ, чтобы выделяемые на отечественную оборону средства были направлены на конкретные разработки, а не «распилены»: «Давайте проведем под эгидой Народного фронта общественное антикоррупционное расследование. Больше 80 % недвижимости оборонного предприятия «Алмаз-Антей» путем мошеннических схем переведено в оффшоры, расположенные на Британских Виргинских островах. И непонятно, кто его бенефициары — есть предположения что это граждане Российской Федерации». «Такие жуткие случаи нужно расследовать до конца», поддержал выступающего Александр Бречалов.

Председатель межрегиональной ассоциации профсоюзов Александр Самгин предложил привлекать к процессу общественного контроля профсоюзные организации: «Трудовые коллективы должны стать частью этого общественного контроля. Если конечный исполнитель продукции не будет вовлечен в систему общественного контроля, то ни о каком результате говорить не придется».

«Необходимо категорирование госзаказов по величинам возникающих рисков, — предложил глава Научного совета Российской академии наук по проблеме «Надежность, ресурс и безопасность технических систем» Николай Махутов. — Надо определять, где нужен заказ, а где не нужен. Многомиллиардные заказы открывают пути к участию крупных компаний, однако не везде нужны общепринятые тендерные технологии». «Следует активнее привлекать экспертов, которые могли бы сказать, нужна ли та или иная техника или не нужна, чтобы структурировать систему госзаказов, — подчеркнул генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Николай Антошкин. - По большому счету, гособоронзаказ — это жизнь или смерть государства».

Председатель совета Общероссийской общественной организации «Союз семей военнослужащих» Мария Большакова в своем выступлении подчеркнула, что общественный контроль должен стать системным: «При Россоборонзаказе необходимо создать общественный совет, в который вошли бы профессионалы». В свою очередь, помощник генерального директора Рособоронзаказа Артем Бондаренко сообщил участникам круглого стола о том, что такой совет формируется при ведомстве. «Много проблем, как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков, и контролирующих органов госзакупок», — признал Бондаренко и привел следующие цифры: «В США в закрытые закупки попадает только 2.2 % гособоронзаказа. А в России — более 30 %».

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»