Круглый стол с острыми углами
11 ноября в Псковском региональном отделении “ОПОРЫ РОССИИ» состоялся круглый стол, посвященный новым правилам оплаты проезда грузовиков массой свыше 12 тонн по платным федеральным дорогам.
Обращения в Псковское РО от водителей большегрузов стали приходить с конца октября. В связи с этим и было принято решение собрать за круглым столом предпринимателей, представителей власти, руководителей ведомств и организаций, работающих в сфере транспортных перевозок, для поиска решений и выработки совместных предложений.
Суть недовольства водителей большегрузов сводится к нескольким позициям. Завышенные тарифы; необоснованные штрафы, слишком высокие для юридических лиц - 450 тысяч за нарушение, а за повторное -1 миллион рублей; отсутствие чёткой информации - как и где платить, отчитываться; отсутствие переходного периода; необкатанность системы «Платон». По сути, она вводится без достаточного тестирования. Отсюда неминуемость штрафов. Приводили в пример Германию, где систему бесплатно тестировали два года.
Больше всего вопросов у перевозчиков было к Павлу Крикуну, руководителю псковского обособленного подразделения «Платона», который разъяснял присутствующим способы оплаты: с использованием маршрутных карт и бортовых устройств. Платить по маршрутным картам можно разными способами: через личный кабинет в интернете, через терминалы самообслуживания, через мобильные приложения. Он дал чёткие разъяснения, как составляется маршрутная карта по изменённым правилам. Но у практиков по ходу разъяснений возникали новые и новые вопросы по непонятным частностям. Беспокоило и малое количество бортовых устройств у «Платона» - на всех явно не хватает. А ведь с этим устройством теперь можно выезжать за границу РФ.
Беспокойство присутствующих вызывает и то, что по новой системе оплаты ни у кого не было практики: значит, ошибки и сбои – неизбежны. Далее – тарифы. Никто пока не обосновал эти цифры. Есть только мнение профильных федеральных ведомств, что именно ставка в 3,73 рубля обеспечит сохранность российских дорог.
Правда, правительство РФ пошло на некоторые уступки. 10 ноября Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому тариф до 29 февраля 2016 года снижен до 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года он составит 3,06 рубля за километр. Правда, псковские перевозчики считают эту уступку полумерой.
Средства, собранные с большегрузов, будут направлены в федеральный бюджет, а затем придут в регион и будут потрачены на ремонт дорог. Несмотря на то, что региональная или муниципальная власть не могут влиять на федеральные законы, у депутатов и общественных организаций (таких, как «ОПОРА РОССИИ») есть право и возможность выступать с инициативой, быть посредником и доносить до федеральной власти коллективные предложения для поправок в федеральные документы.