ru

Новости

Представители автомобильной отрасли обсудили кадровые вопросы

27 ноября прошел вебинар Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса, посвященный кадровой безопасности бизнеса. Ведущими спикерами выступили заместители Председателя Комитета — председатель Комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении, директор Академии РОАД Сергей Кожухов и председатель ассоциации «РАСТО», член СПКА в автомобилестроении, член экспертного Совета ФУМО по УГСН Техника и технологии наземного транспорта Ольга Селезнева.


Открывая вебинар, координатор профильного Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» Максим Катаев рассказал о реализуемых Комитетом инициативах и проектах, связанных с кадрами в автобизнесе. По словам спикера, в результате масштабной работы с Комитетом Госдумы по молодежной политике, Минпросвещения России и Минтрудом России удалось включить автомобильную отрасль в перечень наиболее востребованных для подготовки кадров и молодых специалистов в СПО. Это приведет к росту контрольных цифр приема автомехаников в колледжи и увеличению финансирования конкретных мероприятий, направленных на решение проблемы дефицита квалифицированных кадров в отрасли.

Также Максим Катаев напомнил о важной инициативе, которую удалось реализовать. С 2023 года индивидуальные предприниматели получили возможность брать студентов на практику, что ранее было доступно только юридическим лицам.

Кроме того, Комитет совместно с Советом по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА) и отраслевыми Ассоциациями продолжает работать над развитием системы независимой оценки квалификации и профессиональных стандартов в автомобильной сфере. Благодаря общим усилиям уже сегодня федеральный государственный образовательный стандарт специалиста по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств готовят на основе требований профессионального стандарта.

Кадры для автобизнеса: ситуация на рынке и пути решения основных проблем

Первый блок вебинара был посвящен кадровой ситуации в отрасли и решению самых наболевших вопросов бизнеса. Говоря о состоянии рынка в целом, Сергей Кожухов напомнил, что в последнее время произошла серьезная трансформация рынка.

Уход десятков брендов и приход новых заставляет рынок адаптироваться. Появление электромобилей повышает требования к квалификации рабочих, а независимые сервисы быстрее внедряют инновации, дилеры же ограничены отсутствием информации. При этом работодатели вынуждены учитывать различия в поколениях сотрудников. По словам Сергея Кожухова, персонал по-прежнему остается ключевым ресурсом, но часто важность HR-функций недооценивается. Кроме того, рынок труда характеризуется низким уровнем безработицы, высоким спросом и большими затратами на подбор и адаптацию сотрудников. Крупные компании переходят на цифровые инструменты для HR-задач. Цифровизация также будет оказывать сильное влияние на рынок в ближайшие годы.

Завершая выступление, Сергей Кохужов высказал ряд предложений по решению обозначенных вопросов. Так, эксперт привел в пример работу СПКА. Представители независимых СТО и дилерских центров вошли в состав Совета в 2017 году, что позволило начать диалог с автопроизводителями. СПКА занимается мониторингом рынка труда, разработкой профессиональных стандартов и квалификаций, а работа Совета позволяет влиять на систему образования, задавая стандарты и требования к подготовке кадров. Это важно для обеспечения отрасли квалифицированными специалистами. Благодаря активной работе группы экспертов ассоциаций РОАД и РАСТО в Совете по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, в 2024 и 2025 годах были актуализированы и утверждены профессиональные стандарты в области продаж и послепродажного обслуживания транспортных средств. Сергей Кохужов подчеркнул, что без участия бизнеса эти стандарты могли бы остаться на уровне, установленном автопроизводителями.

Спикер также рассказал о Комитете по профессиональному образованию, который занимается выстраиванием связи между бизнесом и образовательной средой, обеспечивая соответствие образовательных программ потребностям отрасли. Таким образом, работа Совета и Комитета направлена на обеспечение отрасли квалифицированными кадрами и гармонизацию требований бизнеса и системы образования.

Сергей Кожухов отметил, что профильным Комитетам и Комиссиям по автобизнесу региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ» необходимо наладить взаимодействие с профильными колледжами по аналогии с тем, как это сделано в Москве. За основу эксперт предложил взять схему успешного взаимодействия дилерского сообщества с образовательными учреждениями столицы. Работа строится на проведении совместных мероприятий, таких как дни открытых дверей, вебинары и мастер-классы. Ведется актуализация учебных программ на соответствие требований работодателей, партнеры-работодатели присутствуют на торжественных линейках и вручениях аттестатов, проводят экскурсии на дилерские предприятия и тесно взаимодействуют с ребятами на всем их образовательном пути.

Важнейшую роль играет «Единая база практики РОАД», где студенты могут выбрать предприятия для прохождения производственной практики. Особое внимание уделяется организации проектной деятельности, благодаря которой учащиеся решают реальные задачи предприятий, участвуя в подготовке выпускных квалификационных работ совместно с работодателями. Преподаватели колледжей также активно повышают свою квалификацию, сдавая экзамены по стандартам независимой оценки квалификации, чтобы соответствовать профессиональным требованиям автомобильной индустрии.

Сергей Кожухов акцентировал внимание на существующем Реестре унифицированных должностей — проекте, созданном в РОАД. Ассоциация провела унификацию всей номенклатуры имеющихся в сфере авторитейла должностей и сформировала квалификационные характеристики унифицированных должностей.

Спикер призвал использовать опыт, накопленный в Комитете «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса и РОАД для того, чтобы проводить подобную работу в регионах.

Будущая профессия на базе работодателя: опыт Подмосковья

Во втором блоке вебинара участники разобрали конкретные кейсы на примере Московской области, где в учебном центре с государственной лицензией на базе работодателя «куются» кадры для автомобильной отрасли.

В техцентре «ВОЛИН», которым руководит Ольга Селезнева, будущие специалисты проходят профобучение и приобретают свою первую рабочую квалификацию. Эксперт указала на сложную ситуацию в современном воспитании: родители зачастую выдвигают чрезмерно высокие ожидания относительно способностей своих детей, сулят им перспективное будущее, без вложения, особенных усилий и труда.

Также Ольга Селезнева отметила, что нужны кардинальные перемены в подходе к обучению. Сегодня образовательная система сосредоточилась исключительно на подготовке к экзаменам вроде ОГЭ и ЕГЭ, упуская значимость развития индивидуальных талантов и способности ребенка.

По мнению эксперта, именно предприятия, такие как ведущие автосервисы, должны стать инициаторами возрождения эффективных форматов подготовки профессиональных рабочих и инженерных кадров, предлагая школьникам и студентам профессиональные пробы, организуя экскурсии на производства. Такой подход позволит будущим специалистам заранее узнать об особенностях выбранной профессии и приобрести начальные практические навыки.

Сотрудничество с Центрами опережающей профессиональной подготовки в регионах помогает бизнесу привлечь внимание школьников и их семей, способствуя укреплению доверия и заинтересованности в долгосрочном партнерстве.

Кроме этого, успешному взаимодействию способствует создание учебных центров непосредственно на предприятиях малого и среднего бизнеса. Такие инициативы позволяют сформировать полноценную систему подготовки молодых специалистов, ориентированную на конкретные потребности конкретных отраслей. Таким образом, задача формирования эффективного механизма подготовки профессиональных кадров ложится не только на образовательные учреждения, но и на самих работодателей, которым предстоит создать условия для успешного освоения выбранных специальностей молодыми специалистами.

Далее к дискуссии присоединился заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Зубриський. Эксперт поднял вопросы формирования полноценной отрасли автомобильного обслуживания и ремонта в России.

По словам Сергея Зубриського, впервые указом Президента РФ установили четкие направления действий, охватывающие безопасность дорожного движения и автомобильную сферу в целом. Важнейшей задачей стало формирование единой структуры автообслуживания и ремонта на федеральном уровне.

Правительство РФ поручило заняться созданием этой отрасли, что подчеркивает возросший уровень сотрудничества с органами власти. По словам эксперта, ранее стратегия развития автопрома до 2035 года не предусматривала вопросов технического обслуживания автомобилей, но теперь Минпромторг начал выпускать рекомендации по ремонту и запчастям. Это отражает растущую вовлеченность государства в поддержку и развитие сферы техобслуживания транспортных средств.

Подводя итоги вебинара, Максим Катаев подчеркнул, что предприятия членов «ОПОРЫ РОССИИ» могут самостоятельно разрабатывать эффективные модели подготовки специалистов, сотрудничая с учебными заведениями и профильными ресурсными центрами.

Одной из задач является точный расчет необходимого количества специалистов для конкретного региона, исходя из числа существующих сервисных организаций и потребностей отрасли. А решение проблемы нехватки кадров на местах возможно посредством активного участия представителей профильных региональных Комитетов и Комиссий в рабочих группах, межведомственных комиссиях по кадровому направлению при региональных органах власти. Каждый региональный представитель может составить четкий план взаимодействия с системой образования, определить первостепенные задачи и направить запросы на привлечение нужных специалистов.

Ознакомиться с презентациями спикеров можно по ссылке, также для просмотра доступна видеозапись вебинара.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»