ru

Новости

Николай Дунаев: о политике по машиностроению и машиностроении как политике

На данный момент три четверти российского рынка машиностроительной продукции принадлежит зарубежным компаниям. О том, возможно ли изменить эту ситуацию, – беседа с Николаем Дунаевым, членом Президиума "ОПОРЫ РОССИИ", экспертом и председателем Комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ», членом Общественного совета при Минпромторге России, генеральным директором ООО «Энергосервис».

– Николай Ильгизарович, как вы оцениваете ситуацию в своей производственной отрасли?

– Мы работаем в машиностроении с 2002 года, выпускаем оборудование, которое широко используется всеми отраслями промышленности. На сегодняшний день объем его производства внутри нашей страны обеспечивает всего четверть потребностей рынка. Зависимость от зарубежных поставок по обширнейшей номенклатуре продукции составляет 75 %. Эта ситуация сложилась не за один день и не может быть решена быстро. Однако для того, чтобы она сколь бы то ни было решалась, достаточных шагов, на мой взгляд, не предпринимается.

Если рассматривать машиностроение как процесс, то это процесс трудоемкий, с длительными сроками отдачи вложений. В отличие от многих других отраслей, во всем мире он выстраивается долгосрочно. Пока оборудование не прошло проверку рынком, пока его марка не получила известность, говорить о каком-то развитии нельзя. Каждый станок, каждый аппарат выводится на рынок путем кропотливого поиска покупателей, достижения множества договоренностей.

Поэтому, если мы считаем развитие отечественного машиностроения приоритетной задачей, отрасль должна быть включена в систему поддержки, предусматривающую плановые меры финансового и нефинансового характера, такие как преференции в закупках, помощь с выходом на зарубежные рынки и в привлечении инвестиций. Такая поддержка должна выстраиваться на федеральном и местном уровнях. Без этих действий изменение ситуации, при которой мы тотально зависим от импорта машиностроительной продукции, невозможно.

Разрабатывая стратегию по машиностроению и утверждая эту отрасль как приоритетную, в обязательном порядке нужно думать о развитии экспорта. Ведь объем инвестиций, требуемых машиностроительному предприятию, зачастую не сопоставим с емкостью внутреннего рынка. Как правило, все производители хотят экспортировать свою продукцию, продвигать ее за рубежом. В среднем по Европе экспорт машиностроительных компаний составляет 80 %. Для начала российским предприятиям можно поставить цель достичь хотя бы половины от этого показателя. Иначе нет смысла развивать машиностроение.

– В каких касающихся производства направлениях вы и ваши коллеги по предприятию считаете себя наиболее компетентными?

– Мы компетентны в создании перспективных разработок, запуске производства опытных образцов, а затем и серийной техники, выведении их на рынок, развитии дистрибуции, сбытовых каналов, обеспечении комплексных поставок на обширной географии нашей страны. Наша работа – это не только производство оборудования, но и контракты на его поставку, сами поставки, монтаж, пусконаладка и обслуживание. Кстати, выстраивание системы сервисных центров также должно входить в приоритет при утверждении машиностроения как некоей политики.

– Участвуете ли вы в жизни своего профессионального сообщества, если да, то каким образом?

– В том виде, в каком мы хотели бы его видеть, профессиональное сообщество у нас отсутствует. Существует некоторое число общественных организаций, которые заявляют о своей работе в машиностроении. Но все они действуют узконаправленно, не рассматривая отрасль в комплексе. Союз машиностроителей России занимается, в основном, вопросами лоббирования. В целом, объединений машиностроителей, которые было бы функциональны, имели бы содержательную повестку, стратегию, нет. Это объясняется тем, что практически отсутствуют реципиенты, т.е. люди и предприятия, которым необходима деятельность этих отраслевых организаций – информационная и пр. Как следствие – нет тех, кто был бы заинтересован делиться своими знаниями и опытом, чтобы каким-то образом менять существующее состояние дел.

– Какие цели вы определили для себя в качестве эксперта Комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ» – помимо задач его руководителя, какие направления работы наметили?

Первое, что нужно сделать, – создать реестр предприятий, занимающихся машиностроением. Без этого говорить о развитии отрасли невозможно. Необходимо четко понимать, кого мы (государство, бизнес-сообщество) развиваем, как развиваем и какова наша конечная цель.

Второе: следует способствовать созданию профессиональных сообществ машиностроителей, в том числе путем наделения их рядом полномочий. Своей оперативной задачей я вижу активное участие в работе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по внесению поправок в Закон о промышленной политике в РФ для того, чтобы в законодательстве появились положения о полномочиях отраслевых общественных организаций.

Третья среднесрочная цель – выделение значимых направлений промышленности в целом и включении в их число машиностроения. Здесь основная задача – внести в приоритеты Минпромторга России развитие нашей отрасли, в том числе на базе малых и средних машиностроительных предприятий.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»