ru

Новости

Круглый стол по тарифной политике в сфере обращения с отходами и введению института регионального оператора прошел в Общественной палате РФ

Мероприятие было организовано «ОПОРОЙ РОССИИ» при содействии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды.


Основной целью мероприятия, в котором приняли участие руководители общественных организаций, ассоциаций, представителей региональных операторов краев и областей явилось обсуждение возможных путей снижения тарифов для населения в ходе реализации реформы обращения с отходами. Разобраться, из чего складываются тарифы, и каковы пути снижения их в сегодняшних непростых условиях формирования по сути новой отрасли, должны были представители круглого стола. Также внимание присутствующих было обращено на проблему отсутствия конкуренции в сфере обращения с отходами в связи с введением института регионального оператора.

Модератором дискуссии выступила председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.

В своем приветственном слове Альбина Дударева проинформировала участников круглого стола о том, какая работа ведется в сфере обращения с отходами, с какими трудностями идет реформа отрасли, и какие основные проблемные вопросы, связанные с отходами и объектами размещения ТКО, поступают на горячую линию Общественной палаты от граждан.

Горячая линия начала работать в Общественной палате России с марта 2018 года, но уже на нее поступило 7 268 звонков граждан, а также свыше 15 000 электронных обращений на сайт ОП РФ. География самая обширная, но более всего поступает жалоб на некачественное обращение с отходами от жителей Москвы и Подмосковья.

«Эту работу мы начали в рамках реализации поручений Президента России, - проинформировала присутствующих Альбина Дударева. - Нам было поручено проанализировать эффективность мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов, а также представить предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки отходов. Сегодня важным вопросом в этой связи является также формирование тарифов, потому что, как они начисляются, граждане не всегда понимают. Поступают сигналы и от предпринимателей, занятых в сфере отходов. Поднимаются вопросы нарушения конкуренции на этом рынке».

Действительно, участники круглого стола отметили, что реформа обращения с отходами производства и потребления, начавшаяся в ряде субъектов Российской Федерации с 1 января 2018 года, показала в отрасли свою невосприимчивость к правилам справедливой конкуренции, неспособность к сохранению и развитию малого предпринимательства, стремление к росту затрат и неспособности органов государственной власти субъектов Российской Федерации «умерить аппетиты» региональных операторов, что сказалось на тарифах, а также их неспособность и нежелание собственными ресурсами строить объекты переработки отходов и бороться со свалками.

«Реформа идет. Закон о региональном операторе начал работать. И крупные компании начинают диктовать правила игры малому и среднему бизнесу, - говорит о ситуации вице-президент НП «ОПОРА», председатель Комиссии по клининговой деятельности и обращению с отходами производства и потребления «ОПОРЫ РОССИИ» Юрий Рябичев. - Это, конечно, сказалось на массовом оттоке малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере отходов не один год. По сути, их вытесняют с рынка. А подчас те, кто приходит в отрасль, не знают, как это делать, не имеют своей инфраструктуры, и не хотят вкладывать в нее деньги».

В ходе дискуссии было отмечено, что даже несколько месяцев хода реформы показали неприемлемость передачи ответственности за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, в том числе и ТКО, от местных органов власти в руки единиц частных предприятий. Государство не должно полностью сбрасывать с себя функции контроля за этими процессами. Иначе не избежать хаоса и еще больших проблем с отходами.

На заседание приехали представители регионов России, которые подтвердили данный факт и обратили внимание на необходимость сохранить конкуренцию и рыночные инструменты в отрасли для обеспечения эффективного обращения с отходами. С этой целью было высказано предложение изменить структуру регионального оператора, определив, что в качестве регионального оператора должна выступать саморегулируемая организация, объединяющая участников данного рынка в соответствующем регионе или его части, и которая не осуществляет самостоятельной операторской деятельности по обращению с отходами.

С целью обеспечения конкуренции и вовлечения действующих перевозчиков твердых коммунальных отходов в деятельность регионального оператора были высказаны предложения о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора».

В числе прочих было высказано предложение возвратить органам местного самоуправления второго уровня – городским округам и муниципальным районам – ответственность за организацию деятельности по сбору, накоплению и транспортированию отходов, а ответственность за организацию деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов оставить за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отдельное внимание было уделено вопросам реализации проектов по строительству инфраструктурных объектов через инвестиционные и концессионные соглашения. С выбором региональных операторов в некоторых регионах особой популярностью стали пользоваться формы инвестиционных соглашений. Не так давно предлагалось даже исключить практику применения концессий. Но эта идея видится слишком скоропостижной и неразумной. Не стоит недооценивать давно существующие и успешно реализуемые в ряде регионов концессии в сфере ТКО. Другой вопрос, что на сегодня концессии требуют иного содержательного наполнения. Если раньше по концессионным соглашениям строились преимущественно полигоны захоронения ТКО, то сейчас вектор развития отрасли направлен на создание экотехнопарков. В любом случае, исключить концессионные соглашения в принципе, значит лишить бизнес и регионы возможности выбора и дополнительных возможностей получения финансирования.

Участники круглого стола сошлись также во мнении, что устанавливать принципы и регулировать основы деятельности по обращению с отходами должно Федеральное законодательство, а порядок этой деятельности и установление тарифа должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»