Елена Волотовская: «Без новых технологий невозможно быть успешным и эффективным предпринимателем»
О цифровых ожиданиях малого бизнеса и инициативах по развитию цифровизации МСП рассказывает член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по информационным технологиям Елена Волотовская.
О цифровых ожиданиях малого бизнеса и инициативах по развитию цифровизации МСП рассказывает член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по информационным технологиям Елена Волотовская.
Вы согласны с тем, что Российский форум МСП занимает особое место в сетке мероприятий Петербургского международного экономического форума?
Это действительно так. У форума МСП многолетняя история и репутация площадки, на которой бизнес и власть разговаривают на равных. Очень хорошо, что в рамках ПМЭФ для обсуждения проблем МСП сформирована отдельная ниша. Все-таки экономика – она не только про крупные и сверхкрупные компании, не только про мегапроекты. Состояние МСП очень хорошо характеризует уровень развития экономики и общества, является показателем устойчивости среднего класса. И очень многих проблем нам удалось бы избежать при ином качестве малого бизнеса.
А как МСП выходить на новый уровень? Какие инструменты и механизмы развития должны быть задействованы?
В первую очередь, цифровые. Почему малый бизнес оказался в числе наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции? Одна из причин в базовом низком уровне цифровизации. В недостаточном уровне цифровых компетенций предпринимателей. Отсюда широкое использование малым бизнесом «серого» ПО, попытки экономить на консультациях специалистов и кибербезопасности. В первые месяцы пандемии многие малые компании стали жертвами киберпреступников, потому что использовали либо самую дешевую защиту, либо вообще никакой – даже антивирус не устанавливали. Пандемия вынудила малый бизнес находить ресурсы для решения разных цифровых задач. И сегодня, в условиях подъема третьей волны эпидемии Covid-19 в России становится понятно, что возврата к прежнему нецифровому миру не будет, движение только вперед, к цифровизации всех отраслей и сфер жизни.
Любое обсуждение экономики, предпринимательства так или иначе вращается вокруг пандемии. У вас нет усталости от этой темы?
Усталость – очень правильное слово. Все хотят, как можно скорее, вернуться к обычной жизни, которую мы вели до ковида. Без санитарных ограничений, закрытых границ, непредсказуемых правил регулирования целых отраслей экономики. Без страха и повышенного уровня стресса. Но, объективно говоря, не случись пандемия, переход на цифровые рельсы для того же малого бизнеса значительно замедлился. Тем более, что порядка 20% МСП в России заявляют, что им не хватает средств на цифровизацию. Но цифровая трансформация – не самоцель. Это инструмент борьбы за потребителя и совершенно иной уровень конкурентоспособности компании. Без новых технологий сегодня просто невозможно быть успешным и эффективным предпринимателем. И на прошедшем форуме МСП тема цифровой трансформации малого бизнеса стала основной. Вместе с экспертами от бизнеса и власти мы обсуждали различные инициативы, меры поддержки, успешные практики и многое другое.
Что необходимо сделать для цифровизации в первую очередь?
Оказать максимальную поддержку развитию сферы информационных технологий. Я говорю об этом не потому, что сама представляю ИТ-бизнес. Спрос на цифровую трансформацию должен быть обеспечен предложением продуктов и решений соответствующего качества. Это раз. Важный момент – сама сфера информационных технологий преимущественно представлена малыми и средними компаниями. Они нуждаются в поддержке. Это два.
Сегодня именно ИТ-бизнес, в том числе, малый, - это основа цифровой трансформации и развития всех остальных отраслей экономики. Без ИТ-бизнеса не будет экономического роста. Это факт, не требующий подтверждения.
В какой поддержке нуждается малый ИТ-бизнес?
Перечислю те меры, о которых я говорила на форуме МСП.
Первое – доступ к финансированию. Не буду углубляться в дискуссию о действующих программах поддержки. Есть инструменты, которые пока никак не задействуются. Один из них – это ангельские инвестиции. На рынке физлиц есть ликвидность, но нет инструментов и мотивации инвестировать в технологические компании. Давайте посмотрим на международный опыт. В мире за 2020 г. объем ангельского капитала достиг 2,4 млрд. долл. В большинстве стран существуют меры поддержки бизнес-ангелов – это и налоговые вычеты, и гранты. Действуют специальные программы. В Великобритании есть льготы для венчурных инвесторов, и, в зависимости от типа льготы, инвесторы могут получить налоговые вычеты до 300 тысяч фунтов (почти 30 млн рублей). Более того, вложив деньги и получив убыток, инвестор может рассчитывать на вычет из НДФЛ. В Германии с 1998 года действует инфраструктура поддержки бизнес-ангелов под патронатом Министерства экономики и энергетики. Выдаются специальные гранты, благодаря которым бизнес-ангелы получают грант в размере 20% от своих инвестиций. Сингапур стимулирует ангелов, благодаря налоговому вычету. И это лишь несколько примеров. В России также необходимо создавать условия для того, чтобы широкий круг физических лиц мог инвестировать средства, без ограничений и при поддержке государства.
Вторая тема – поддержка экспорта технологий. Здесь логика простая. Выход на мировые рынки – это вызов и уникальные возможности для развития цифровой среды. «Запирая» те или иные цифровые решения частных компаний и государства в России, мы тормозим развитие отечественной ИТ-индустрии. Напомню, что сегодня Россия в ИТ-сфере – это пока только 2% от мирового рынка. Потенциал для роста колоссальный и обеспечивать его необходимо, в том числе, через развитие экспортного потенциала. Успешные российские решения, разработанные как бизнесом, так и государством могут быть востребованы в других странах. В частности, Софтлайн, как глобальная компания, представленная в 55 странах, готова взять эту работу на себя, как и другие ИТ-компании. Кроме того, на форуме МСП я предложила ввести при торгпредствах России позицию цифрового атташе. Мне кажется, что это не менее важно, чем атташе по культуре. Наличие цифрового атташе позволит правильно перенаправить потоки обращений предпринимателей, а также разгрузит торгпредов, которые в ответе за большой пласт задач разного уровня и направленности. При наличии четких целевых показателей и общей нацеленности на тесное взаимодействие с российскими ИТ-компаниями, результаты работы таких цифровых атташе мы сможем увидеть достаточно быстро.
Третье – необходимо формировать отдельную программу цифровизации МСП. Дробить процесс между разными программами и ведомствами, значит снижать его эффективность. И в этой программе должны быть аккумулированы все меры поддержки – как для цифровизируемых, так и для цифровизаторов.
Четвертое – экосреда для технологических стартапов. Об этом мы говорили на мастер-классе Softline Venture Partners, презентовав там сразу два проекта: клуб ангелов-инвеcторов Angel Seed Club, а также площадку для взаимодействия российских и зарубежных стартапов и инвесторов IT Works!. Плюс, не будем забывать о таком инструменте как акселерационные программы. Пользуясь случаем, расскажу о том, что сейчас идет работа в рамках четвертого IT-Акселератора Softline Venture Partners и «ОПОРЫ РОССИИ», который в этом году носит название #Way2A. В этом году акселератор нацелен не только на то, чтобы прокачать актуальные для большинства стартап-команд навыки, например, презентационные, но и помочь им найти своих инвесторов, заказчиков, расширить каналы продаж. Мы рассчитываем на то, что акселерационная программа поможет стартапам найти точки для быстрого роста.
И это далеко не всё, о чем хотелось рассказать на Российском форуме МСП и в этом интервью. Очень важно не упустить время. То, о чем мы говорили на ПМЭФ через очень короткое время должно войти в практику.