20 марта состоялось заседание Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ»
20 марта состоялось расширенное заседание Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ», в котором приняли участие Заместитель Председателя Федерального Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) Елена Николаевна Сучкова и Никита Олегович Матыцин из Росздравнадзора. Модератором заседания выступил Председатель Комитета Александр Грот. В повестке заседания были заявлены следующие вопросы:
1. Вопрос о возможных механизмах участия негосударственных учреждений здравоохранения в системе ОМС в 2018 году, региональный опыт, а также механизмы взаимодействия «ОПОРЫ РОССИИ» и ФФОМС.
2. Вопрос о плановых и внеплановых проверках негосударственных учреждений здравоохранения, региональный опыт, а также механизмы взаимодействия «ОПОРЫ РОССИИ» и РосЗдравНадзора.
3. Непрерывное медицинское образование и актуальные вопросы Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО.
4. «Что нужно инвесторам, чтобы реализовать ГЧП проекты в медицине» - обсуждение с участием представителей инвестбанка и представителей регионального бизнеса в здравоохранении.
В первой части заседания заместитель Председателя Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Елена Николаевна Сучкова, отвечая на вопросы эксперта «ОПОРЫ РОССИИ» и руководителя юридической практики Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Дмитрия Васильева, раскрыла тему возможных механизмов участия негосударственных учреждений здравоохранения в системе ОМС в 2018 году.
Относительно вопроса по устранению препятствий для внедрения частных медицинский организации в систему ОМС, предусмотренного планом дорожной карты, который был составлен на период с 2016 по 2018 гг., Е.Н. Сучкова сообщила, что за указанный период количество частных медицинских организаций, входящих в систему обязательного медицинского страхования, увеличилось в 3,7 раза.
В 2011 году, после вступления в силу закона об обязательном медицинском страховании, законодательно было закреплено право медицинских организаций с любой формой собственности работать в системе ОМС. «Сложности, которые мы имели с привлечением негосударственных медицинских учреждений, связаны с тем, что не было создано условий для создания конкурентной среды в здравоохранении. Отсутствовали привлекательные тарифы для частных клиник, в том числе полные тарифы, в которые теперь входят такие важные статьи, как аренда помещений, закупка оборудования и пр. На сегодняшний день мы имеем уже 2746 негосударственных медицинских организаций в системе ОМС, что составляет почти 30% от общего количества организаций, оказывающих медицинскую помощь в нашей стране», - заключила Е.Н. Сучкова.
Она пояснила, что на сегодняшний день на законодательном уровне барьеров для работы частных организаций в системе ОМС не существует. Произошли изменения, связанные с расширением спектра оказываемых услуг в системе ОМС, а также с увеличением их финансирования. Например, финансирование ВМП, оказываемой в рамках бесплатной программы ОМС, увеличилось с 1,2 млрд руб. до 3.3 млрд руб. за период с 2015 по 2018 год. Количество частных медицинских организаций, работающих в рамках этой программы, за соответствующий период выросло на 94,4%. Елена Сучкова также сообщила, что с 2016 года частные медицинские организации имеют возможность работать в системе ОМС во всех субъектах РФ. «Сейчас в приоритете оказание качественной доступной медицинской помощи всем гражданам РФ, и работа ведется в рамках клиент-ориентированной модели, поэтому, даже в случае возникновения каких-либо «перекосов» в системе, которые имеют место в различных субъектах РФ, ФФОМС принимает своевременные меры по их устранению», - отметила Е.Н. Сучкова. Также она добавила, что в некоторых регионах количество частных клиник слишком велико, что не дает возможности государству обеспечить предоставление им полного тарифа.
В дискуссии участвовал руководитель рабочей группы Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ», член Правления Ассоциации частных клиник Москвы Алексей Серебряный, который внес предложение рассмотреть отмену необходимости раздельного учета средств, заработанных частными клиниками в системе ОМС и вне системы, поскольку данное разграничение мешает оптимальной работе медицинских организаций.
В завершение секции А.В. Грот сообщил, что, учитывая большое количество медицинских организаций, работающих в системе ОМС, необходимо сделать обязательным членство в СРО для медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Это предложение вызвало однозначно положительную реакцию заместителя Председателя ФФОМС, был обсужден опыт работы со СРО страховых медицинских организаций и выражена поддержка в проработке данного вопроса.
Во второй секции с сообщением о новых подходах при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности выступил заместитель начальника отдела Управления организации гос.контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Никита Матыцин. Он рассказал о принципах наилучшей практики при проведении государственного регулирования, среди которых: избирательность проверок и регулирования; риск-ориентированный подход; доступность информации о нормативных правовых актах и направлениях проведения проверок для подконтрольных субъектов; гибкое регулирование (проверки должны зависеть от особенностей деятельности конкретной организации); прозрачность регулирования путем использования единых руководств и чек-листов; доверие к организации (бизнесу) должно базироваться на доказательствах того, что все возможные риски предотвратимы.
Н.О. Матыцин прокомментировал направления риск-ориентированного подхода, а также рассказал о 6 категориях риска для медицинской деятельности и 4 категориях риска по лекарственным средствам и обращению медицинских изделий. Соответственно, во время проверки контролирующий орган может попросить заполнить проверочные листы по всем категориям, если это применимо к конкретной медицинской организации. С учетом тех критериев, которые утверждены в постановлениях правительством РФ, определены категории риска для плановых проверок. В зависимости от категории риска, устанавливается периодичность проверок – от одного раза в год до полного отсутствия плановых проверок. По словам Н.О. Матыцина, условием для понижения категории риска при формировании ежегодного списка плановых проверок является отсутствие постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение предписаний.
Он отметил, что наличие действующих лицензий также является важным основанием для присвоения той или иной категории риска. Ознакомиться с перечнем организаций с указанием категории риска можно на сайте roszdravnadzor.ru. Замначальника отдела Управления организации гос.контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора призвал к участию в комплексной профилактике нарушений обязательных требований для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которую проводит Росздравнадзор в формате совещаний в каждом субъекте РФ раз в квартал. Также он прокомментировал вопрос о чек-листах, разработанных Росздравнадзором по каждому из трех видов контроля. Проверочные листы включают в себя вопросы, помогающие выявить качество соблюдения организацией обязательных требований. Он отметил, что требования, предъявляемые организации в рамках плановых проверок, по большей части соответствуют требованиям внеплановых проверок. Н.О. Матыцин советует заранее готовиться к плановым проверкам и отвечать на вопросы чек-листов заблаговременно, попутно знакомясь с актуальными нормативными актами.
Представитель Росздравнадзора пояснил, что внеплановые проверки медицинских организаций в настоящее время проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-Ф3, однако внедрен дополнительный пункт, дающий контролирующим органам индикаторы проверок, которые разрабатываются непосредственно Росздравнадзором, и служат для выявления рисков, связанных с нарушениями в сфере медицинского обслуживания. К таким рискам можно отнести, например, нарушения сроков направления на обследование по тому или иному заболеванию. Н.О. Матыцин заверил участников заседания Комитета, что вопросы неактуальности требований некоторых Стандартов оснащения могут быть адресованы с обоснованием специфики деятельности организации в Росздравнадзор для корректировки объема и фокуса проводимых плановых проверок.
Третью секцию заседания открыл Павел Бранд, медицинский директор, главный врач сети клиник «Семейная», который рассказал о непрерывном медицинском образовании. Говоря об этапах медицинского образования, он подчеркнул важность самообразования врача, которое определяет его успешную профессиональную деятельность.
Основной проблемой современной медицины П.Я. Бранд назвал отставание от прогрессивных направлений, способов лечения и диагностики, получение студентами-медиками неактуальных знаний. В настоящее время происходит сужение специальностей, поэтому общих знаний, полученных в учебном заведении по тому или иному направлению, недостаточно. Он отметил, что в современных условиях врач может и должен обращаться ко всем доступным источникам информации для получения актуальных знаний, включая интернет.
П.Я. Бранд сообщил, что в рамках группы компаний Клиника «Дэнта-Эль» и Клиника «Семейная» был открыт корпоративный университет, в структуру которого входит учебный центр и лекторий. Основными целями университета стало непрерывное обучение врачей клиник, а также создание внешней системы обучения с привлечением как сотрудников сети, так и приглашенных специалистов. Помимо медицинского образования, врачи будут получать знания в области маркетинга, психологии общения с пациентами, юриспруденции и др. Уже сейчас в учебном центре проводятся образовательные мероприятия, вебинары и мастер-классы, конференции молодых ученых, а также внутриклинические тренинги с сотрудниками. В числе партнеров университета - Ассоциация частных клиник Москвы и ЦФО, Сеченовский Университет, Высшая Медицинская Школа, Высшая Школа Онкологии, РЭУ им.Плеханова, SkillMed.
В заключительной части заседания Председатель Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Грот рассказал о текущем состоянии ГЧП в России. Он сообщил, что рынок проектов ГЧП в сфере здравоохранения насчитывает 118 проектов, включая проекты, в которых частный инвестор участвует не только в создании, но и в последующей эксплуатации объекта инфраструктуры. В том числе, А.Грот рассказал о 1-м федеральном проекте по созданию инновационного медикотехнологического центра, который запущен в Новосибирской области, а также о двух проектах, запуска двух проектов федерального уровня: Создание Центра спортивной медицины в г.Сочи и Реконструкция Центра микрохирургии глаза в г.Екатеринбурге.
Он отметил, что привлечение инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры здравоохранения является стратегической задачей государственной политики в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе. В рамках сообщения А.В.Грот рассказал о мерах, направленных на развитие ГЧП в здравоохранении, принятых Минздравом, к которым отнес: 31 инвестиционный проект, находящийся в 23 подведомственных Минздраву учреждениях; работу по тиражированию успешных практик в сфере, которая направлена на развитие и внедрение взаимодействия органов власти и организаций частного сектора в здравоохранении, привлечение частного капитала для развития инфраструктуры здравоохранения, повышения эффективности государственного управления; проведенные в 2015, 2016 и 2017 гг. отраслевых конкурсов на лучший проект взаимодействия органов государственной власти и организаций частного сектора в здравоохранении; включение в план реализации государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг. как ежегодного мероприятия Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного взаимодействия».
2. Вопрос о плановых и внеплановых проверках негосударственных учреждений здравоохранения, региональный опыт, а также механизмы взаимодействия «ОПОРЫ РОССИИ» и РосЗдравНадзора.
3. Непрерывное медицинское образование и актуальные вопросы Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО.
4. «Что нужно инвесторам, чтобы реализовать ГЧП проекты в медицине» - обсуждение с участием представителей инвестбанка и представителей регионального бизнеса в здравоохранении.
В первой части заседания заместитель Председателя Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Елена Николаевна Сучкова, отвечая на вопросы эксперта «ОПОРЫ РОССИИ» и руководителя юридической практики Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Дмитрия Васильева, раскрыла тему возможных механизмов участия негосударственных учреждений здравоохранения в системе ОМС в 2018 году.
Относительно вопроса по устранению препятствий для внедрения частных медицинский организации в систему ОМС, предусмотренного планом дорожной карты, который был составлен на период с 2016 по 2018 гг., Е.Н. Сучкова сообщила, что за указанный период количество частных медицинских организаций, входящих в систему обязательного медицинского страхования, увеличилось в 3,7 раза.
В 2011 году, после вступления в силу закона об обязательном медицинском страховании, законодательно было закреплено право медицинских организаций с любой формой собственности работать в системе ОМС. «Сложности, которые мы имели с привлечением негосударственных медицинских учреждений, связаны с тем, что не было создано условий для создания конкурентной среды в здравоохранении. Отсутствовали привлекательные тарифы для частных клиник, в том числе полные тарифы, в которые теперь входят такие важные статьи, как аренда помещений, закупка оборудования и пр. На сегодняшний день мы имеем уже 2746 негосударственных медицинских организаций в системе ОМС, что составляет почти 30% от общего количества организаций, оказывающих медицинскую помощь в нашей стране», - заключила Е.Н. Сучкова.
Она пояснила, что на сегодняшний день на законодательном уровне барьеров для работы частных организаций в системе ОМС не существует. Произошли изменения, связанные с расширением спектра оказываемых услуг в системе ОМС, а также с увеличением их финансирования. Например, финансирование ВМП, оказываемой в рамках бесплатной программы ОМС, увеличилось с 1,2 млрд руб. до 3.3 млрд руб. за период с 2015 по 2018 год. Количество частных медицинских организаций, работающих в рамках этой программы, за соответствующий период выросло на 94,4%. Елена Сучкова также сообщила, что с 2016 года частные медицинские организации имеют возможность работать в системе ОМС во всех субъектах РФ. «Сейчас в приоритете оказание качественной доступной медицинской помощи всем гражданам РФ, и работа ведется в рамках клиент-ориентированной модели, поэтому, даже в случае возникновения каких-либо «перекосов» в системе, которые имеют место в различных субъектах РФ, ФФОМС принимает своевременные меры по их устранению», - отметила Е.Н. Сучкова. Также она добавила, что в некоторых регионах количество частных клиник слишком велико, что не дает возможности государству обеспечить предоставление им полного тарифа.
В дискуссии участвовал руководитель рабочей группы Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ», член Правления Ассоциации частных клиник Москвы Алексей Серебряный, который внес предложение рассмотреть отмену необходимости раздельного учета средств, заработанных частными клиниками в системе ОМС и вне системы, поскольку данное разграничение мешает оптимальной работе медицинских организаций.
В завершение секции А.В. Грот сообщил, что, учитывая большое количество медицинских организаций, работающих в системе ОМС, необходимо сделать обязательным членство в СРО для медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Это предложение вызвало однозначно положительную реакцию заместителя Председателя ФФОМС, был обсужден опыт работы со СРО страховых медицинских организаций и выражена поддержка в проработке данного вопроса.
Во второй секции с сообщением о новых подходах при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности выступил заместитель начальника отдела Управления организации гос.контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Никита Матыцин. Он рассказал о принципах наилучшей практики при проведении государственного регулирования, среди которых: избирательность проверок и регулирования; риск-ориентированный подход; доступность информации о нормативных правовых актах и направлениях проведения проверок для подконтрольных субъектов; гибкое регулирование (проверки должны зависеть от особенностей деятельности конкретной организации); прозрачность регулирования путем использования единых руководств и чек-листов; доверие к организации (бизнесу) должно базироваться на доказательствах того, что все возможные риски предотвратимы.
Н.О. Матыцин прокомментировал направления риск-ориентированного подхода, а также рассказал о 6 категориях риска для медицинской деятельности и 4 категориях риска по лекарственным средствам и обращению медицинских изделий. Соответственно, во время проверки контролирующий орган может попросить заполнить проверочные листы по всем категориям, если это применимо к конкретной медицинской организации. С учетом тех критериев, которые утверждены в постановлениях правительством РФ, определены категории риска для плановых проверок. В зависимости от категории риска, устанавливается периодичность проверок – от одного раза в год до полного отсутствия плановых проверок. По словам Н.О. Матыцина, условием для понижения категории риска при формировании ежегодного списка плановых проверок является отсутствие постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение предписаний.
Он отметил, что наличие действующих лицензий также является важным основанием для присвоения той или иной категории риска. Ознакомиться с перечнем организаций с указанием категории риска можно на сайте roszdravnadzor.ru. Замначальника отдела Управления организации гос.контроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора призвал к участию в комплексной профилактике нарушений обязательных требований для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которую проводит Росздравнадзор в формате совещаний в каждом субъекте РФ раз в квартал. Также он прокомментировал вопрос о чек-листах, разработанных Росздравнадзором по каждому из трех видов контроля. Проверочные листы включают в себя вопросы, помогающие выявить качество соблюдения организацией обязательных требований. Он отметил, что требования, предъявляемые организации в рамках плановых проверок, по большей части соответствуют требованиям внеплановых проверок. Н.О. Матыцин советует заранее готовиться к плановым проверкам и отвечать на вопросы чек-листов заблаговременно, попутно знакомясь с актуальными нормативными актами.
Представитель Росздравнадзора пояснил, что внеплановые проверки медицинских организаций в настоящее время проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-Ф3, однако внедрен дополнительный пункт, дающий контролирующим органам индикаторы проверок, которые разрабатываются непосредственно Росздравнадзором, и служат для выявления рисков, связанных с нарушениями в сфере медицинского обслуживания. К таким рискам можно отнести, например, нарушения сроков направления на обследование по тому или иному заболеванию. Н.О. Матыцин заверил участников заседания Комитета, что вопросы неактуальности требований некоторых Стандартов оснащения могут быть адресованы с обоснованием специфики деятельности организации в Росздравнадзор для корректировки объема и фокуса проводимых плановых проверок.
Третью секцию заседания открыл Павел Бранд, медицинский директор, главный врач сети клиник «Семейная», который рассказал о непрерывном медицинском образовании. Говоря об этапах медицинского образования, он подчеркнул важность самообразования врача, которое определяет его успешную профессиональную деятельность.
Основной проблемой современной медицины П.Я. Бранд назвал отставание от прогрессивных направлений, способов лечения и диагностики, получение студентами-медиками неактуальных знаний. В настоящее время происходит сужение специальностей, поэтому общих знаний, полученных в учебном заведении по тому или иному направлению, недостаточно. Он отметил, что в современных условиях врач может и должен обращаться ко всем доступным источникам информации для получения актуальных знаний, включая интернет.
П.Я. Бранд сообщил, что в рамках группы компаний Клиника «Дэнта-Эль» и Клиника «Семейная» был открыт корпоративный университет, в структуру которого входит учебный центр и лекторий. Основными целями университета стало непрерывное обучение врачей клиник, а также создание внешней системы обучения с привлечением как сотрудников сети, так и приглашенных специалистов. Помимо медицинского образования, врачи будут получать знания в области маркетинга, психологии общения с пациентами, юриспруденции и др. Уже сейчас в учебном центре проводятся образовательные мероприятия, вебинары и мастер-классы, конференции молодых ученых, а также внутриклинические тренинги с сотрудниками. В числе партнеров университета - Ассоциация частных клиник Москвы и ЦФО, Сеченовский Университет, Высшая Медицинская Школа, Высшая Школа Онкологии, РЭУ им.Плеханова, SkillMed.
В заключительной части заседания Председатель Комитета по здравоохранению «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Грот рассказал о текущем состоянии ГЧП в России. Он сообщил, что рынок проектов ГЧП в сфере здравоохранения насчитывает 118 проектов, включая проекты, в которых частный инвестор участвует не только в создании, но и в последующей эксплуатации объекта инфраструктуры. В том числе, А.Грот рассказал о 1-м федеральном проекте по созданию инновационного медикотехнологического центра, который запущен в Новосибирской области, а также о двух проектах, запуска двух проектов федерального уровня: Создание Центра спортивной медицины в г.Сочи и Реконструкция Центра микрохирургии глаза в г.Екатеринбурге.
Он отметил, что привлечение инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры здравоохранения является стратегической задачей государственной политики в сфере здравоохранения в среднесрочной перспективе. В рамках сообщения А.В.Грот рассказал о мерах, направленных на развитие ГЧП в здравоохранении, принятых Минздравом, к которым отнес: 31 инвестиционный проект, находящийся в 23 подведомственных Минздраву учреждениях; работу по тиражированию успешных практик в сфере, которая направлена на развитие и внедрение взаимодействия органов власти и организаций частного сектора в здравоохранении, привлечение частного капитала для развития инфраструктуры здравоохранения, повышения эффективности государственного управления; проведенные в 2015, 2016 и 2017 гг. отраслевых конкурсов на лучший проект взаимодействия органов государственной власти и организаций частного сектора в здравоохранении; включение в план реализации государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 гг. как ежегодного мероприятия Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного взаимодействия».