Наталья Золотых: В России отсутствуют условия и среда для развития инновационного предпринимательства
В России только 2% инновационных малых компаний, а отечественные университеты не заинтересованы в их создании. Как предпринимателю обезопасить себя от предъявления претензий в сбыте контрафактной продукции? Прочему важно вовремя зарегистрировать товарный знак и обеспечить охрану дизайна? На эти и другие вопросы в рубрике «ВИЗИТКА» отвечает вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых.
Наталья Золотых занимается вопросами защиты и трансфера интеллектуальной собственности, правовой охраной более 30 лет.
В 1993 году создала одну из первых в России частных юридических компаний патентных поверенных «Транстехнология».
Представляет интересы многих известных зарубежных компаний и правительств, в том числе таких американских гигантов как BASF Corporation и APPLE Inc., японских SONY Computer Entertainment, Inc. и HONDA, южнокорейской Lotte Co в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и в арбитражных судах, включая Суд по интеллектуальным правам. Среди клиентов «Транстехнологии» – L’OREAL (Франция), GlaxoSmithKline (Великобритания), Sanofi Aventis (Швейцария-Франция), БОРК (Германия), российские компании Верофарм и SIMPLE.
В 1997 году получила статус патентного поверенного России. Председатель Общественного совета при Роспатенте и руководитель экспертной группы по Интеллектуальной собственности в мероприятиях «Трансформация делового климата».
В «ОПОРЕ РОССИИ» Наталья Золотых курирует вопросы интеллектуальной собственности, инновационного предпринимательства и технологического развития.
– Как себя чувствуют малые инновационные компании в России? Сколько их?
– Малое инновационное предпринимательство в России слабо развито, отсутствуют условия и в целом среда для его развития. И это ключевая проблема. По сравнению с западными странами у нас вообще не так много малых технологических компаний. На их долю приходится 2% от общего количества субъектов малого предпринимательства. При этом мы должны четко понимать, что большая часть разработок создается за счет федерального бюджета, но механизмы развития частно-государственного партнерства и стимулирования бизнеса к поддержке начинающих стартапов не созданы. Нужны условия, чтобы вузы создавали малые инновационные компании, бизнес как инвестор входил в эти компании. Поэтому задача номер один – снять существующие барьеры, ограничения и создать эти условия.
– С какими главными проблемами сталкивается инновационные малые компании?
– У них те же общие проблемы, которые есть у бизнеса в целом. Плюс высокие риски создания и продвижения на рынок нового результата интеллектуальной деятельности, который должен быть соответствующим образом защищен. Если предприниматель хочет быть успешным, он должен очень много времени и денег потратить на исследование, разработки. Чтобы окупить эти затраты, необходимо выходить на российский, а потом и на мировой рынки.
Возьмите любой зарубежный университет, откуда стартуют малые инновационные компании. У нас при вузах их практически нет. Почему? Потому что есть огромное количество ограничений, связанных с созданием этих компаний. Инициативы, которые сейчас выносятся «ОПОРОЙ РОССИИ», как раз направлены на снятие таких ограничений.
– Каких именно?
– Много ограничений чисто правых по продвижению, продажам, венчурным инвестициям, по передаче результатов интеллектуальной деятельности. Например, сейчас результат интеллектуальной деятельности инновационных компаний на базе вузов нельзя передавать в исследовательскую компанию. Ей только передается право на использование этих результатов на лицензионной основе. Получается, что бизнесу не интересно вкладывать деньги в то, что ему не принадлежит, и не будет принадлежать. Мы предлагаем передать малым инновационным компаниям исключительное право на результат интеллектуальной деятельности.
Другое ограничение – очень высокая (34%) доля вузов в уставном капитале этих компаний. Если обратиться к мировой практике, то изобретатели обычно могут претендовать на 2-5% от стоимости готового продукта. При этом вузы не заинтересованы в коммерциализации. Если предприниматель берет на себя вопросы, связанные с доведением разработки до стадии опытного производства и выхода на рынок, это требует от него значительных финансовых ресурсов и куда большего объема прав по распоряжению интеллектуальной собственностью, созданной с использованием средств федерального бюджета. Мотивации к этому у него сейчас нет. К тому же вузу нужно оценить результат интеллектуальной деятельности, получить патент, поставить на баланс, передать компании право использовать результаты интеллектуальной деятельности на лицензионной основе. Для университетов все это – головная боль.
Другая проблема в том, что государство дает деньги и определяет направления финансирования, которые не всегда бизнесу интересны. Получается, что у нас две системы, которые работают параллельно.
– Малый бизнес зачастую сбывает контрафактную продукцию просто по незнанию, при этом ему предъявляют претензии на вполне законных основаниях. Как предпринимателю себя обезопасить?
– Проблема в том, что они малые компании и не имеют достаточно опыта, знаний и финансовых ресурсов в охране интеллектуальной собственности и защите своих прав. Они становятся крайними в цепочке тех, кому предъявляют претензии крупные компании. Многие предприниматели часто сталкиваются с тем, что покупают продукцию для реализации и оказывается, что продавцы не являются уполномоченными представителями. Проблему можно решить таким образом, чтобы оптовая компания выступала на той стороне, кто реализует продукцию, то есть несла ответственной за контрафакт. Такие моменты можно урегулировать в договорах, но малый бизнес, к сожалению, об этом тоже не знает. Он порой забывает зарегистрировать товарный знак, обеспечить охрану дизайна и изучить условия договора, который подписывают. Предприниматели, конечно, становятся грамотнее в вопросах охраны интеллектуальной собственности, но им приходится чаще учиться на своих ошибках. Сейчас на рынке жесткая конкуренция компаний между собой и выигрывает тот, у кого больше знаний и опыта в этой сфере.
– Предприниматели понимают, что интеллектуальная собственность сегодня – это реальный актив?
– Далеко не всегда. Хотя сейчас речь ведется даже о том, чтобы под интеллектуальную собственность получать кредит. В вопросы интеллектуальной собственности входит многое, о чем предприниматели не догадываются – товарные знаки, патенты на промышленные образцы (внешний вид изделия), патенты на изобретения и полезные модели, авторские и смежные права, программы для ЭВМ и базы данных. Я полагаю, что сегодня работники (авторы) являются куда более осведомленными о правах интеллектуальной собственности, чем их работодатели. Уже возникают конфликты внутри предприятия по поводу интеллектуальной собственности созданной предпринимателями-изобретателями, когда между изобретателем и работодателем не оформлены отношения по вопросам результатов интеллектуальной деятельности. Изобретатель требует оплаты, даже если изделие не востребовано рынком, работодатель платить не хочет.
– Какую цель как вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» вы перед собой ставите?
– Моя цель – обеспечить защиту прав и интересов предприятий и улучшить деловой климат в области охраны, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности. Есть целый ряд задач, который мы решаем через механизм «Трансформации делового климата» (ТДК). Я возглавляю экспертную группу ТДК по вопросам интеллектуальной собственности. Через нее мы будем продвигать решение таких тем как снятие ограничений по защите авторских и смежных прав, патентных прав и прав на средства индивидуализации (товарные знаки, географические указания и др.) в различных отраслях, передача и использование средств индивидуализации, финансово-кредитные механизмы стимулирования инновационной деятельности. И, конечно, отдельный блок – это снятие барьеров при создании малых инновационных компаний бюджетными образовательными и научными организациями.
Беседовала Дарья Николаева