ru

Новости

Зарубежные автоконцерны хотят обязать хранить данные для ремонта в России

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) ведет переговоры с «ОПОРОЙ РОССИИ» и независимыми автосервисами о внедрении обязательств для иностранных автопроизводителей и импортеров автомобилей локализовать данные для диагностики, техобслуживания и ремонта транспортных средств на территории России. Об этом «Ведомостям» рассказал президент РоАД Алексей Подщеколдин.


Это необходимо для предотвращения ситуации 2022 г., когда большинство иностранных автоконцернов покинули российский рынок и закрыли доступ к техническим данным, которые хранятся в облачных сервисах за рубежом, пояснил он.

По словам Подщеколдина, в качестве одного из вариантов рассматривается возможность создания государственной платформы для хранения этих данных. Доступ к ним на протяжении гарантийного срока эксплуатации транспортного средства должен быть только у официального дилера, продавшего машину. По истечении этого срока данные могут быть предоставлены независимым сервисам на платной основе, что позволит постепенно отбить вложения в платформу, полагает он.

На платформе будут храниться технические сведения для ремонта и диагностического программного обеспечения для машин не старше 10 лет, отмечает собеседник. Сейчас идет согласование основных параметров инициативы, после чего во второй половине года они будут направлены в правительство, добавил он.

Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Тимофеев подтвердил «Ведомостям» проработку этой инициативы.

Сейчас, по сути, нет правил взаимодействия иностранных автопроизводителей и импортеров с официальными дилерскими и независимыми станциями техобслуживания (СТО) в России в части предоставления доступа к программному обеспечению и данным для диагностики, обслуживания и ремонта импортной автотехники, констатировал он.

По словам Тимофеева, основная цель инициативы – минимизировать риски в части обслуживания транспортных средств в России в случае возможного ухода производителей и импортеров с рынка, пояснил собеседник. «Мы говорим о том, что эта информация должна храниться на серверах в России, чтобы не случилось повторения истории 2022 г. и чтобы производитель или импортер, заходя на рынок, понимал, что ему придется локализовать эти данные», – подчеркнул собеседник.

Порядок доступа дилеров и независимых СТО к техническим данным, а также итоговый перечень того, что именно будет необходимо локализовать, сейчас прорабатываются с учетом мнений игроков рынка, добавил Тимофеев. Акцент будет сделан на информации о системах автомобиля, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения, – блоке управления двигателем, тормозной системе, рулевом управлении, уточнил он.

Предполагается, что норма в части необходимости локализации данных будет зафиксирована в техрегламенте Таможенного союза 018-2011. Его действие распространяется на весь ЕАЭС, куда входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Автомобиль, выпускаемый в обращение в этих странах, проходит оценку соответствия нормам техрегламента для получения сертификата одобрения типа транспортного средства, без которого в большинстве случаев нельзя получить ПТС и поставить машину на учет.

Предложение обязать любого иностранного автопроизводителя, который работает на российском рынке, хранить техническую информацию в РФ и раскрывать ее по запросу обслуживающих организаций возникло несколько месяцев назад по итогам встречи участников этого рынка в ФАС, говорит председатель Региональной ассоциации станций техобслуживания Ольга Селезнева. На встрече присутствовали представители отечественных автоконцернов, дилерских предприятий и независимых сервисов, которые сейчас обсуждают внесение соответствующих изменений в техрегламент, добавила она.

«Ведомости» направили вопросы в ФАС и крупнейшим автоконцернам из КНР, работающим в России. Представитель Chery сказал, что компания уже давно хранит техническую информацию по ремонту и обслуживанию машин марки в России.

На сложности с обслуживанием китайских автомобилей в России обращал внимание ЦБ в своем мартовском докладе («Ведомости» писали об этом 19 марта). Регулятор, в частности, констатировал дефицит запчастей у дилеров, а у автосервисов есть сложности с заказом деталей, поскольку каталоги запчастей для машин из КНР либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке. Для официально представленных на российском рынке брендов трудностей с обслуживанием меньше, но есть проблемы с логистикой, отмечал ЦБ.

На текущий момент нет оснований полагать, что российские облачные провайдеры не смогут обеспечить безопасный и удобный процесс хранения и обработки данных автопроизводителей, говорит директор по клиентской безопасности Selectel Денис Полянский. Более того, подобные системы уже есть в России – например, агрегаторы объявлений размещают истории обслуживания автомобилей и подобные данные в коммерческих центрах обработки данных и у облачных провайдеров, отмечает он.

Целесообразность в установлении обязательства по локализации технической информации для импортеров и иностранных автоконцернов в России точно есть, считает владелец проекта «Автомаркетолог», экс-президент РоАД Олег Мосеев. Проект не должен быть коммерческим – это, скорее, нагрузка на производителей под контролем государства, поясняет он. По мнению Мосеева, для реализации проекта следует создать единую платформу, за содержание которой будут платить сами автоконцерны и куда они будут выгружать свои данные.

Источник: «Ведомости»

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»