Немало для малого: какие изменения претерпел нацпроект по поддержке МСП в России
Какие новые виды поддержки и льготы будут доступны предпринимателям в рамках обновления нацпроекта и какую помощь власти предусмотрели для самозанятых - читайте в материале.
Скорректированный на фоне пандемии коронавируса нацпроект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" ориентирован на сопровождение бизнеса на всех этапах развития. По сравнению с версией 2019 года число входящих в него федеральных проектов сократилось с пяти до четырех, а меры поддержки расширились. Портал "Будущее России. Национальные проекты" выяснил, какие новые виды поддержки и льготы будут доступны предпринимателям в рамках обновления нацпроекта и какую помощь власти предусмотрели для самозанятых.
Актуализация нацпроекта
Нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса стартовал одновременно с другими 11 нацпроектами в 2019 году. В первый же год его реализации планы по трем ключевым показателям были выполнены и даже перевыполнены. Так, доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВВП составила прогнозируемые 22,9%, численность занятых в этом сегменте выросла до ожидаемых 19,6 млн, а доля малых и средних компаний в общем объеме несырьевого экспорта России достигла 9,8% при плане 8,8%.
В июле из-за пандемии коронавируса президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по уточнению всех национальных проектов, в том числе по МСП.
В период "антиковидных" ограничений и самоизоляции большинство российских предпринимателей лишились значительной доли выручки и столкнулись с необходимостью переформатировать модель ведения бизнеса. В связи с этим многие показатели, обозначенные в нацпроекте МСП в 2019 году, потеряли актуальность. К тому же предпринимателям потребовались новые механизмы поддержки, соответствующие сегодняшним реалиям.
Новый паспорт нацпроекта был утвержден 29 сентября на заседании проектного комитета, председателем которого является первый вице-премьер Андрей Белоусов. Документ есть в распоряжении портала, его подлинность подтвердили в российских деловых объединениях.
Согласно новому паспорту, число федеральных проектов в нацпроекте сократилось с пяти до четырех. Так, сохранились, но модернизировались федеральные проекты "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" (ранее — "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности").
Добавились и два совершенно новых федеральных проекта. Один из них посвящен созданию цифровой платформы для дистанционного доступа МСП к мерам господдержки — ее также называют "одним окном" для получения услуг бизнесом. Другой проект ставит целью создание благоприятных условий для работы самозанятых граждан — категории предпринимателей-одиночек, для которых действует льготный налоговый режим. Сейчас в стране насчитывается более 1,143 млн самозанятых и свыше 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса.
Помощь на всех стадиях развития бизнеса
Обновленный нацпроект учитывает все стадии предпринимательской активности, начиная c самозанятости.
Вопросы, связанные с переходом бизнеса на следующую стадию, например из микропредприятия в малый бизнес, планируется решить донастройкой текущих налоговых режимов и либерализацией законодательства. Для этого нацпроект включил в себя несколько мероприятий. В их числе введение переходных налоговых режимов для "плавного изменения налоговой нагрузки на растущие субъекты МСП".
Нацпроект предполагает создание комфортных условий налогообложения для предпринимателей на упрощенной и патентной системах налогообложения, в том числе тех, кто перешел с единого налога на вмененный доход (ЕНВД), отмена которого планируется в 2021 году.
Финансовая поддержка бизнеса также не осталась без внимания. Например, в обновленный нацпроект вошел пункт по развитию механизмов льготного кредитования малых и средних предприятий с пониженной процентной ставкой — не выше 7% годовых с 2021 года. В прошлой версии нацпроекта максимальная ставка по льготным кредитам для МСП по программе Минэкономразвития составляла 8,5%.
Еще одним новым механизмом стало "расширение доступа к альтернативным источникам финансирования для бизнеса путем запуска новых финансовых инструментов" — краудинвестинга и факторинга. Помимо этого бизнес может рассчитывать на комплексную финансово-гарантийную поддержку.
Таким образом, взамен разовых мер поддержки пришли комплексные услуги для предпринимателей на всех стадиях развития бизнеса. Все эти меры, как следует из паспорта нацпроекта, позволят увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 23 млн человек по итогам 2024 года. К концу 2030 года планируется довести этот показатель до 25 млн.
Поддержка самозанятых
Самозанятые предприниматели уже сейчас могут получать меры господдержки, доступные малому и среднему бизнесу по федеральным и региональным программам, поэтому выделение этой категории в самостоятельный федеральный проект внутри обновленного нацпроекта МСП весьма своевременно.
Режим самозанятых появился в РФ как пилотный проект. С 1 января 2019 года он начал работать в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях, а с 1 июля 2020-го — во всех регионах страны. Режим предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наемных работников, должны отчислять в бюджет только 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% при работе с компаниями.
Федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятым гражданами", входящий в состав скорректированного нацпроекта МСП, предполагает ряд особых мер поддержки самозанятых. Например, предоставление им микрозаймов до 1 млн рублей и сроком на три года по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки ЦБ.
Предусмотрен также дополнительный налоговый вычет в размере минимального размера оплаты труда для людей 16–18 лет, которые впервые зарегистрировались в качестве самозанятых. Вдобавок им будут доступны альтернативные инструменты финансирования, включая льготный доступ на краудинвестинговые платформы.
Кроме того, по нацпроекту самозанятые получат образовательные услуги, которые, к примеру, помогут узнать об особенностях участия в закупочной деятельности. К тому же они смогут бесплатно или льготных условиях зарегистрироваться на коммерческих электронных торговых площадках.
Самозанятые граждане также смогут взять в аренду оборудованные рабочие места на производственных и офисных площадях, в том числе в бизнес-инкубаторах и коворкингах, оснащенных необходимым оборудованием.
По мнению советника уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антона Свириденко, предусмотренных в обновленном нацпроекте мер поддержки самозанятых "для начала достаточно".
"Давно было принято решение по кредитам, сейчас добавились микрозаймы, консультации, определенная имущественная поддержка. Но надо помнить, что самозанятые — такая категория, которой нечем обеспечивать кредиты, поэтому давать их надо тоже осторожно, накапливать практику. Какие-то граждане действительно выйдут "из тени" и станут самозанятыми, но пока в основном это те, кто переходит с других режимов. Они занимаются перевозками, бытовыми услугами и так далее. Чтобы был стимул выходить "из тени", надо давать амнистию по прошлым налоговым вопросам для всех, кто не имел предпринимательского статуса и стал самозанятым", — сказал он порталу, комментируя изменения в нацпроект.
Свириденко считает, что обозначенный в федеральном проекте целевой показатель — довести число граждан, зарегистрированных в качестве самозанятых, до 2,4 млн человек к концу 2024 года — является исполнимым и "достижение порога возможно даже раньше".
Проактивная цифровая платформа
Обновленный нацпроект предусматривает поддержку самозанятых и стимулирование роста МСП в одной экосистеме. Этому посвящен отдельный федеральный проект "Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами".
Платформа будет включать востребованные у бизнеса сервисы и механизмы адресного подбора инструментов поддержки. В совокупности это должно обеспечить "получение необходимого результата с минимальным набором действий". То есть речь идет о том самом "одном окне" со всеми услугами на единой площадке.
В первую очередь планируется создать и внедрить пять приоритетных сервисов. Среди них сервисы, которые повышают доступность кредитных продуктов, а также механизмы, направленные на тестирование предпринимательских навыков с целью адресного подбора образовательных программ. Другие сервисы должны упростить контроль налоговой задолженности и уплату налогов, обеспечить доступ к гарантиям, поручительствам, грантам, субсидиям и лизинговым программам.
Таким образом, в контексте конкретной ситуации для бизнеса будут подбираться необходимые именно для него услуги — создание бизнеса, выход на торговую площадку, регистрация торговой марки, сертификация или декларирование, открытие или закрытие счета и так далее, уточняли ранее в Минэкономразвития.
"Главное, что мы ожидаем от этой платформы, — сервис должен работать в проактивном (упреждающем. — Прим. ред.) режиме. Сервис, который подскажет предпринимателю, какие дополнительные возможности существуют для того, чтобы бизнес рос. Мы должны создать систему, которая будет давать предпринимателям возможность двигаться дальше", — заявлял в сентябре министр экономического развития РФ Максим Решетников.
Легкий старт и ускоренное развитие
Федеральные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" касаются предакселерации (проработка перспектив коммерциализации проекта. — Прим. ред.) и комплексной системы акселерации, то есть ускоренного развития бизнеса.
Новшеством предакселерационного проекта стала поддержка социального бизнеса — предпринимателям этой категории будут оказывать комплексные услуги и предоставлять финансовую поддержку в виде грантов. Понятие социального предпринимательства, совмещающего в себе задачи бизнеса и благотворительности, появилось в российском законодательстве в 2019 году, а с этого года сведения о социальных предприятиях начали вносить в единый реестр субъектов МСП. На начало августа в реестре значилось 2,9 тыс. таких предприятий.
Другое нововведение федерального проекта заключается в вовлечении безработных в бизнес. Установлен целевой показатель — количество вновь созданных субъектов МСП безработными гражданами, прошедшими обучение, должно составить 1,2 тыс. к концу 2024 года.
Федеральный проект, посвященный созданию комплексной системы акселерации, включает в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки бизнеса, создание инфраструктуры для комфортной работы и развития предпринимательства и обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков. По нему, например, планируется, что объем закупок крупнейших российских заказчиков у МСП вырастет с базового значения 3,7 трлн рублей по итогам 2019 года до 5 трлн рублей в 2024 году.
Новые старые проекты
В обновленный нацпроект не вошел федеральный проект "Популяризация предпринимательства", однако часть его мероприятий будет отражена в новом федпроекте по поддержке самозанятых и предакселерации.
Популяризация дала свои плоды: согласно опросам, если в 2018 году доля россиян, желающих заняться бизнесом, составляла около 7%, то к концу 2019-го показатель вырос до 15%, рассказал порталу глава бизнес-объединения "ОПОРА РОССИИ" Александр Калинин.
"Более того, мы думали, что пандемия отобьет стремление к предпринимательству, но, как показало исследование этого года, у молодежи бизнес вызывает большой интерес", — отметил он. По данным "ОПОРЫ", в среднем около 20% молодых россиян хотят открыть свое дело.
Мероприятия федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", который исключен из обновленного нацпроекта, нашли свое развитие в федпроекте по акселерации, в специальном разделе "Поддержка субъектов МСП в агропромышленном комплексе". Ожидается, что количество предпринимателей в сфере АПК, получивших поддержку, вырастет с 1,56 тыс. в 2019-м до 7,9 тыс. в 2024 году.
"Учитывая, что малые и средние сельскохозяйственные предприятия существенно уступают крупным агрохолдингам, их кооперация — это единственная возможность производить конкурентоспособные продукты, сопоставимые по стоимости и объемам с продукцией крупных предприятий. Считаем целесообразным создавать и развивать инфраструктуру, включающую механизмы поддержки и создание благоприятных условий для функционирования малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов", — отметил глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, комментируя порталу изменения нацпроекта.
Источник: «Будущее России. Национальные проекты»