COVID наставил малый бизнес на новый путь
По данным Magram, воспринимаемый рост конкуренции является прямым следствием пандемии - она привела к изменению моделей поведения клиентов и методов ведения бизнеса в условиях ограничительных мер, цифровизации и снижения платежеспособности населения. 43% респондентов сказали, что уровень конкуренции не изменился, и лишь 9% отметили ее снижение.
Большинство предпринимателей (60%) оценили, что количество компаний-конкурентов в их отрасли не изменилось, то есть пандемия скорее вызвала обострение конкуренции между действующими бизнесами. Для 55% опрошенных конкурентами являются другие компании малого и среднего бизнеса, однако 29% предпринимателей вынуждены соперничать с крупным и сетевым бизнесом. Для 4% предпринимателей главными конкурентами являются интернет-магазины и агрегаторы.
Всплеск развития электронных сервисов привел к тому, что больше крупных игроков начали выходить на те рынки, где традиционно работал малый бизнес, считает президент "Опоры России" Александр Калинин. "Рынок сжимается для малого бизнеса, что приводит к более высокой конкуренции", - сказал он РБК.
СОКРАЩЕНИЕ СЕРЫХ СХЕМ
Согласно тому же опросу, 56% бизнесменов считают, что большинство компаний в их отрасли работает в белую (то есть не скрывают существенную часть оборота от налогов). Лишь 21% опрошенных сказали, что большинство компаний пользуется серыми схемами. Предыдущий сопоставимый опрос проводился в 2018 году, и тогда в преобладании честных методов были уверены меньше половины респондентов - 42%. Авторы исследования считают, что активные процессы цифровизации и меры господдержки в пандемию поспособствовали большей прозрачности бизнеса.
По мнению Калинина, двукратное снижение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для малого и среднего бизнеса стало одним из решающих факторов обеления бизнеса. "Выгоднее сегодня платить 15% взносов с зарплат сотрудников и при этом иметь льготы и доступ к госзакупкам, чем платить вчерную", - полагает он. Накануне глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров отметил "очень серьезное обеление экономики" и падение "аппетита к незаконным операциям".
Обеление среди конкурентов ощутили предприятия всех сфер экономики, но сферы торговли и производства почувствовали его сильнее, утверждает Magram Market Research. Для торговых предприятий причины кроются в необходимости применения с 2020 года кассовых аппаратов, а для предприятий сфер производства фиксируется ужесточение контроля за налогом на добавленную стоимость (НДС).
По данным Росстата за второй квартал 2020 года, более 19% всех занятых в России (около 13,4 млн человек) по-прежнему трудятся в неформальном секторе экономики, то есть с их заработков, вероятно, не платятся подоходный налог и страховые взносы. Участие в неформальной экономике, однако, сокращается - в середине 2019 года таких было 15,25 млн человек (21,3% занятых). Благодаря новому налоговому режиму для самозанятых зарегистрировались 1,3 млн таких граждан.
ПЕРВЫЙ ЗА МЕСЯЦЫ РОСТ ИНВЕСТИЦИЙ
Несмотря на некоторые положительные эффекты пандемии, в целом она и неопределенность с длительностью карантинных мер остаются основным барьером для бизнеса: 66% предпринимателей назвали этот фактор главным ограничением. О высоких издержках говорит каждый третий предприниматель.
Для сегмента малого бизнеса арендная плата и расходы на персонал, как и налоговая нагрузка, являются самыми крупными и постоянными статьями расходов.
Флагманский индекс Magram, "Опоры" и ПСБ RSBI (индекс деловой активности малого и среднего бизнеса) в октябре 2020 года немного повысился - до 47,5 пункта по сравнению с сентябрьским значением 46,6, но остается в зоне снижения деловой активности (ниже 50 пунктов). "Средний чек уже упал на 15- 20%. И у бизнеса нет запаса прочности, чтобы пережить второй локдаун. Например, загрузка отелей сейчас в среднем 20%, фитнес-центры оказались в катастрофической ситуации", - отмечает Александр Калинин. Без мер поддержки со стороны правительства ситуация была бы еще хуже, добавил он.
В октябре впервые с марта доля бизнеса, который увеличивает инвестиции, превысила - на 5 п.п. - долю тех, кто принял решение об их сокращении. Это может свидетельствовать о двух разнонаправленных факторах. "С одной стороны, появление вакцин от коронавируса дает надежду предпринимателям на то, что в ближайшие полгода мы сможем выйти из ограничений и массовых локдаунов, поэтому малый и средний бизнес инвестирует в будущее", - считает вице-президент ПСБ Кирилл Тихонов.
С другой стороны, сейчас наблюдается вторая волна коронакризиса и "все понимают, что могут быть введены новые ограничения или ужесточены действующие, поэтому предприниматели стараются вкладывать средства в инструменты, которые позволят поддержать компанию при развитии негативного сценария", указал он.
Всплеск развития электронных сервисов привел к тому, что больше крупных игроков начали выходить на те рынки, где традиционно работал малый бизнес, считает президент "Опоры России" Александр Калинин
Источник: Газета РБК