Выйти из «красной зоны»: Банк России разработал порядок для обжалования присвоенной бизнесу категории риска
Предприниматели смогут оспорить присвоение банком высокой категории риска совершения подозрительных операций напрямую в Банке России. Сейчас процедура обжалования предполагает подачу обращения в межведомственную комиссию при регуляторе. По плану ЦБ, новый порядок заработает уже с 1 октября. В статье рассказываем, как подать обращение по новым правилам, как быстро его рассмотрит Банк России, а в каком случае жалобу оставят без ответа.
Платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России два года назад, работает по принципу светофора. На основе анализа операций, налоговой нагрузки и других сведений регулятор присваивает предпринимателям уровень риска проведения операций: высокий — красный, средний — жёлтый, низкий — зелёный. Перечень всех критериев, по которым регулятор оценивает бизнес есть на сайте ЦБ. При этом окончательное решение о том, к какой группе относится предприниматель, выносит обслуживающий его банк. Как правило, кредитные организации соглашаются с оценкой регулятора.
Чем грозит попадание в «красную зону»?
Банк должен предупредить клиента об ограничительных мерах из-за высокой степени риска. «Красным» предпринимателям кредитная организация отключает дистанционное обслуживание и блокирует карты. Также деньги на счетах будут заморожены, бизнесу запретят проводить почти все операции. Список исключений прописан в пункте 6 статьи 7.7. Федеральный закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Например, разрешены будут:
- уплата налогов;
- выплата зарплаты;
- снятие и перевод денег для обеспечения жизненных расходов ИП и его семьи до 30 тыс. рублей в месяц на человека.
Как снизить риски ограничений?
Чтобы минимизировать шансы попадания в «красную зону», Банк России рекомендует:
- своевременно информировать банк и налоговую об изменениях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- подробно заполнять платежные документы;
- оперативно представлять документы по запросу банка;
- избегать дробления бизнеса;
- сократить расходы наличными и не снимать их в большом объеме;
- проверять контрагентов;
- вести мониторинг поступающей корреспонденции;
- своевременно представлять отчетность и платить налоги.
Как обжаловать решение банка?
Для предпринимателей предусмотрели два варианта, как подать заявление о пересмотре высокой степени риска, — на бумаге или через интернет-приемную на сайте Банка России. Обращение может подписать уполномоченный представитель заявителя с доверенностью.
Ответить на обращение Банк России должен не позднее 15 рабочих дней с момента получения заявления.
Что написать в жалобе?
Банк России установил требования, какую информацию необходимо указать в жалобе. Так, помимо общей информации о предпринимателе, среди прочего надо сообщить:
- мотивы несогласия с категорией риска;
- информацию о производственных, складских и иных помещениях;
- о трех крупнейших контрагентах по зачислению и списанию денег со счета заявителя;
- показатели финансовой отчетности.
Сведения можно не отражать, если они есть в соглашениях, договорах и других документах, которые заявитель приложил к жалобе. Потребуется также предоставить бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за последний истекший год и т.д.
Когда ЦБ откажется рассматривать обращение?
В отдельных случаях Банк России вправе оставить без рассмотрения заявку об изменении степени риска. При этом ЦБ должен сообщить об этом в течение 15 рабочих дней и указать причину отказа. Например, жалобу не рассмотрят, если:
- текст не удается прочитать или непонятна его суть;
- заявление содержит нецензурные или оскорбительные выражения;
- приведены недостоверные сведения о заявителе;
- Банк России уже ранее отказал в изменении степени риска по аналогичной жалобе.