Выйти из «красной зоны»: Банк России разработал порядок для обжалования присвоенной бизнесу категории риска
Предприниматели смогут оспорить присвоение банком высокой категории риска совершения подозрительных операций напрямую в Банке России. Сейчас процедура обжалования предполагает подачу обращения в межведомственную комиссию при регуляторе. По плану ЦБ, новый порядок заработает уже с 1 октября. В статье рассказываем, как подать обращение по новым правилам, как быстро его рассмотрит Банк России, а в каком случае жалобу оставят без ответа.
Платформа «Знай своего клиента», запущенная Банком России два года назад, работает по принципу светофора. На основе анализа операций, налоговой нагрузки и других сведений регулятор присваивает предпринимателям уровень риска проведения операций: высокий — красный, средний — жёлтый, низкий — зелёный. Перечень всех критериев, по которым регулятор оценивает бизнес есть на сайте ЦБ. При этом окончательное решение о том, к какой группе относится предприниматель, выносит обслуживающий его банк. Как правило, кредитные организации соглашаются с оценкой регулятора.
Чем грозит попадание в «красную зону»?
Банк должен предупредить клиента об ограничительных мерах из-за высокой степени риска. «Красным» предпринимателям кредитная организация отключает дистанционное обслуживание и блокирует карты. Также деньги на счетах будут заморожены, бизнесу запретят проводить почти все операции. Список исключений прописан в пункте 6 статьи 7.7. Федеральный закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Например, разрешены будут:
- уплата налогов;
- выплата зарплаты;
- снятие и перевод денег для обеспечения жизненных расходов ИП и его семьи до 30 тыс. рублей в месяц на человека.
Как снизить риски ограничений?
Чтобы минимизировать шансы попадания в «красную зону», Банк России рекомендует:
- своевременно информировать банк и налоговую об изменениях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- подробно заполнять платежные документы;
- оперативно представлять документы по запросу банка;
- избегать дробления бизнеса;
- сократить расходы наличными и не снимать их в большом объеме;
- проверять контрагентов;
- вести мониторинг поступающей корреспонденции;
- своевременно представлять отчетность и платить налоги.
Как обжаловать решение банка?
Для предпринимателей предусмотрели два способа, как подать заявление о пересмотре высокой степени риска, — на бумаге или через интернет-приемную на сайте Банка России. Обращение может подписать уполномоченный представитель заявителя с доверенностью.
Важно: с 1 октября 2024 года высокую степень риска можно обжаловать напрямую в ЦБ, если обслуживающий банк не применял в отношении компании ограничительные меры — не отказывал в переводе или выдаче остатков средств, а также не приостанавливал операции по счетам. В таком случае сформировать заявление надо с учетом требований самого Банка России.
Ответить на обращение Банк России должен не позднее 15 рабочих дней с момента получения заявления.
В случае приостановления операций по счетам и при отказе в переводе, выдаче средств со счета, подать жалобу следует в межведомственную комиссию. Сделать это можно в течение полугода, как узнали о применении банком ограничительных мер.
Что написать в жалобе?
Банк России установил требования, какую информацию необходимо указать в заявлении. Помимо наименования организации, ИНН, даты регистрации в заявлении следует отразить такую информацию:
- дату обращения к информации, из которой следует, что компании присвоен высокий уровень риска;
- мотивы несогласия со степенью риска;
- размер уставного капитала (в тыс. руб.);
- размер Фот за последние шесть месяцев (в тыс. руб.);
- штатную численность (количество единиц);
- подтверждение статуса участника ВЭД (при наличии);
- адрес интернет-сайта;
- данные о производственных, складских и прочих помещениях, если они есть;
- сведения о 3 крупнейших контрагентах по зачислению денег на банковский счет и о стольких же по списанию средств с него (при наличии) и др.
ЦБ РФ не рассмотрит заявление по существу, если, например, выявит недостоверную информацию об отправителе.
Когда ЦБ откажется рассматривать обращение?
В отдельных случаях Банк России вправе оставить без рассмотрения заявку об изменении степени риска. При этом ЦБ должен сообщить об этом в течение 15 рабочих дней и указать причину отказа. Например, жалобу не рассмотрят, если:
- текст не удается прочитать или непонятна его суть;
- заявление содержит нецензурные или оскорбительные выражения;
- приведены недостоверные сведения о заявителе;
- Банк России уже ранее отказал в изменении степени риска по аналогичной жалобе.