«ОПОРА РОССИИ» предложила исключить практику применения в сфере ТКО концессий с гарантией доходности
Новая реформа в сфере обращения с отходами позволяет сегодня российским субъектам привлекать инвесторов без бюджетных гарантий и обязательств, что освобождает бюджеты регионов от дополнительной нагрузки. Компании получили уверенность в загрузке построенных объектов (полигонов, сортировочных комплексов) в рамках территориальной схемы.
Главной темой совещания стало обсуждение роли концессионных соглашений в решении инвестиционных проблем регионов. Еще несколько лет назад концессии в жилищно-коммунальной сфере являлись практически одним из основных инструментов построения коммунальной инфраструктуры.
С разработкой территориальных схем в субъектах и внедрением института регионального оператора территории приобрели привлекательность для построения объектов ТКО путем заключения инвестиционных соглашений. По мнению председателя Комитета по реформированию сферы обращения с отходами «ОПОРЫ РОССИИ» Полины Вергун, основные вложения – до 70% - рассчитаны на приобретение оборудования и спецтехники для организации деятельности, остальные 30% - построение объектов. Возведение таких комплексных систем возможно без привлечения бюджета, с использованием лизинговых программ и банковских средств, что наиболее доступно для малого и среднего бизнеса.
- Во-первых, вкладывая собственные средства, компании приобретают мотивацию к применению наиболее эффективных и доступных технологий, чего не наблюдается в концессиях, которые завязаны на бюджетной поддержке, - считает Полина Вергун. – Завышенная стоимость объектов напрямую влияет на завышенный тариф, что в ходе реформы может вылиться в «мусорные войны» и бунты населения.
Так, например, в случае реализации концессии (возведение 2 мусороперегрузочных станций, мусоросортировочного комплекса, полигона) в Челябинской области, объем инвестиционных затрат которой составляет 3,45 млрд.рублей, тариф за вывоз ТКО будет составлять ориентировочно 500 рублей за кубометр отходов. Для сравнения: при построении аналогичных объектов за счет реализации инвестиционного соглашения тариф не превысит 200 рублей за 1 кубометр отходов. Так как в рамках инвестиционного соглашения эти же объекты оцениваются в размере 1,7 млрд. рублей, а риск бюджетных выплат в случае расторжения концессионного соглашения в первый год эксплуатации составит 3,54 млрд. рублей.
Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» выступила с предложением к федеральным органам власти о необходимости исключения практики применения концессионных соглашений в сфере обращения с отходами, а в случае заключения таких соглашений - о включении в обязательные критерии конкурсного отбора концессионера (ФЗ-115) критерия на понижения стоимости объектов. Кроме прочего, Вергун акцентировала внимание региональных властей на целесообразности отказа от концессии в случае недостаточности объектов в регионе и острой их необходимости возведения в ближайшие три года. В противном случае у региональных операторов, которые начнут работу во всех субъектах с 1 января следующего года, появляются высокие риски невозможности ведения законной деятельности и провала реформы в целом.
Подробнее http://amoroz.ru/v-tpp-rf-obsudili-pervye-itogi-kontsessionnyh-soglashenij-v-sfere-zhkh/