Актуальные вопросы малоформатной торговли обсудили на всероссийской тематической конференции
Сегодня Всероссийская конференция «Малая и средняя торговля в России-2022» собрала в центральном офисе Ozon экспертов в сфере ритейла, представителей государственных органов власти, а также малого и среднего торгового бизнеса. Основными темами дискуссии стали общие проблемы малой и средней торговли в условиях санкционного давления, законодательные инициативы в торговой сфере, точки роста сектора МСП и многие другие. Модератором мероприятия выступил Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.
Открывая конференцию, Владлен Максимовотметил, что это уже шестой подобный форум, который проводит Ассоциация малоформатной торговли совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и при участии «ОПОРЫ РОССИИ». «Тема малоформатной торговли не перестает быть актуальной, особенно в новых экономических условиях, когда сектор МСП как никогда нуждается во внимании и поддержке со стороны государства», — подчеркнул спикер.
Участвовавший в мероприятии управляющий директор Ozon Сергей Беляков начал свое выступление с обозначения общей задачи традиционной торговли и e-comm. По его словам, она состоит в создании условий, которые способствуют развитию ритейла как важнейшего элемента российской экономики.
Кроме того, спикер подробно остановился на теме маркетплейсов, отметив, что их успех зависит от успеха продавцов, которые используют площадку для продажи товара: «Хотелось бы, чтобы доля и показатели малой и средней торговли росли, поскольку чем больше зарабатывает МСП, тем больше зарабатывает маркетплейс». Как сказал эксперт, для продавцов важно, чтобы были регулярные заказы, увеличивалось количество покупателей. Это говорит о том, что они формируют спрос не только к услуге, предлагаемой маркетплейсом, но и к товарам, которые продают малые и средние предприниматели через платформу.
Статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова рассказал об участии ведомства в развитии малоформатной торговли. Большую часть работы Министерства составляет разработка нормативных актов, определение реализации госполитики по поддержке малоформатной торговли, что отдельно прописано в Стратегии развития торговли. Идеология работы ведомства направлена на развитие разных форматов торговли — это нестационарные и мобильные торговые объекты, рынки, ярмарки.
Спикер подчеркнул, что в Министерстве считают нестационарные торговые объекты необходимыми с учетом географии страны: есть регионы, где населенные пункты находятся далеко друг от друга и без мобильной и малой торговли сложно представить обеспечение людей нужной продукцией. Кроме того, продукция, которая реализуется в таких объектах, зачастую качественнее той, что продается в крупных сетях. По его словам, в 2021 году в 74 субъектах РФ были приняты нормативные акты, направленные на стимулирование малого торгового бизнеса.
Владлен Максимовподчеркнул, что на этом фоненеобходимо вернуться к законуо нестационарной мобильной торговли, работа над которым ведется уже долгое время, однако пока документ не внесен в Госдуму.
Член Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ», первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов отметил, что хотел бы совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» и Минпромторгом поставить точку в затянувшемся на эту тему диалоге.
Спикер напомнил, что в 2016 году глава Правительства поставил задачу найти правовое регулирование сферы развозной мобильной торговли. В результате анализа была выявлена потребность в минимум 50 тыс. объектов мобильной торговли. В том же году был разработан соответствующий законопроект. По его словам, каждый мобильный торговый объект дает от 3 до 10 рабочих мест, к тому же это и налоговые отчисления в бюджет. Кроме того, возможность поддержать фермеров, получать свежие продукты в шаговой доступности, надежный путь реализации своей деятельности для начинающих предпринимателей и увеличение туристической привлекательности регионов.
«Считаю, что и Госдума, и Правительство должны вернуться к этому законопроекту. В ближайшее время намерен актуализировать эту тему: привлечь внимание руководства страны, общественности и средств массовой информации, поскольку это решает вопросы технологического суверенитета, импортонезависимости, качества жизни людей», — отметил спикер.
Максимов добавил, что можно даже пожертвовать некоторыми статьями этого законопроекта, только бы его приняли, тем более в Совете Федерации после обсуждения и доработки коллегами из Минпромторга на него дали положительное заключение.
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова выделила две главные проблемы отрасли — деньги и кадры. Она отметила, что у бизнеса есть возможность получить кредиты под низкие проценты, но нет проектов, которые можно профинансировать. В регионах покупательская способность для торговли в критической зоне. Кроме того, нет базовых кадров, необходимых бизнесу. Поэтому нужно менять систему среднего профобразования: в каждом регионе обозначить топ-10 важных профессий, в том числе торговлю.
«Сейчас время не узких точечных стимулов, а серьезного стимулирования каждого звена нашей экономики — и производства, и торговли. Это время российского бизнеса», — заключила эксперт, подчеркнув, что важна поддержка отечественных производителей.