Крупнейшие деловые объединения предложили Правительству РФ расширить меры господдержки на все сферы бизнеса
«ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей и Деловая Россия направили письмо председателю правительства Михаилу Мишустину, в котором предлагают расширить государственную поддержку бизнеса с целью сохранения предприятий и рабочих мест в условиях мирового экономического и эпидемиологического кризиса.
Авторы письма указывают, что практически во всех регионах страны происходит шоковая остановка спроса, предприятия прекращают свою деятельность, теряют возможность покрывать операционные издержки, осуществлять налоговые платежи и выплаты по кредитам. При этом главной задачей экономики России на сегодняшний момент является сохранение рабочих мест, что позволит как избежать социальной напряженности, так и выйти в последующем из пандемии, сохранив конкурентоспособность предприятий.
Меры поддержки, реализуемые в настоящее время в крупнейших зарубежных странах, направлены на разделение между бизнесом и властью фискальной, кредитной, зарплатной и социальной нагрузки.
В целях недопущения массового банкротства предприятий, увеличения числа безработных, резкого снижения налоговых поступлений считаем принципиально важным поддержать в это сложное время бизнес страны, предоставив меры срочной государственной поддержки.
Российские предприниматели активно создавали рабочие места, реализовывали масштабные инвестиционные проекты, добросовестно выплачивали налоги и отчисления за работников.
С учетом этого, предлагаем признать пострадавшими от коронавируса не отдельные отрасли экономики, а предприятия всех сфер экономической деятельности, с возможным формированием разных групп мер поддержки в зависимости от специфики конкретного сектора экономики или региона.
Предусмотреть дополнительные меры поддержки имеющих возможность продолжать деятельность компаний: стимулирование спроса, в том числе через ускоренное размещение государственного заказа, инвестиционные программы государственных компаний, снижение фискальной нагрузки, обеспечение доступа к внешнему финансированию (в том числе смягчение нормативов по резервированию для банков, право не учитывать результаты переоценки залогов при падении их стоимости и т.д.), докапитализацию наиболее эффективных институтов развития и ряд других ранее предлагавшихся деловым сообществом мер.
Для стимулирования компаний к сохранению рабочих мест предпринять радикальное сокращение налогообложения на фонд оплаты труда, а для компаний, столкнувшихся в вынужденной приостановкой деятельности, рассмотреть возможность использования международной практики – на период до 30 апреля текущего года (в случае продления срока нерабочих дней – на соответствующий срок) предусмотреть субсидию на оплату 2/3 от среднемесячного заработка.
Для сокращения операционных издержек целесообразно рассмотреть возможность освобождения компаний от уплаты налоговых платежей, а также субсидирование платежей за аренду, лизинг, кредиты.
На время вынужденного простоя предлагаем выплачивать индивидуальным предпринимателям без наемных работников ежемесячное пособие на уровне не ниже МРОТ, освободив от уплаты фиксированных взносов.
Целесообразно распространить с 1 мая 2020 года режим самозанятых на все регионы Российской Федерации, установив единый размер налога - 1% для максимального вовлечения граждан в поиск дополнительных источников дохода и легализации своей деятельности.
Учитывая, что в ряде случаев сокращение части сотрудников позволяет в непростых экономических условиях сохранить компанию, а в последующем восстановить и даже увеличить штатную численность, просим рассмотреть возможность временного (исключительно на период острой фазы кризисных явлений) сокращения сроков предупреждения работников о предстоящем увольнении и периода выплат работодателем средней заработной платы работникам в случае, если они не трудоустроились.
Необходимо заморозить либо снизить материальные риски ответственности работодателя от действия ст. 236, 362, 419 ТК РФ и 145.1 УК РФ, регулирующих ответственность за нарушение трудового законодательства при увольнении персонала и невыплате заработной платы.
Учитывая достаточно высокие объемы затрат компаний на санитарно-эпидемиологические мероприятия в рамках борьбы с COVID-19 (у многих крупнейших компаний ежемесячные расходы в марте на эти цели составляли несколько десятков миллионов рублей), востребованной мерой поддержки мог бы стать возврат части средств (до 30 %), уплаченных в качестве взносов по страхованию от несчастных случаев.
Для обеспечения предсказуемости предлагаем предусмотреть период действия всех мер поддержки, принимаемых Правительством РФ, сроком не менее 6 месяцев.
Считаем, что поддержав добросовестный бизнес страны и сохранив таким образом рабочие места в экономике, государство сохранит возможности быстрого запуска экономической активности и поступления налогов в бюджет после стабилизации ситуации и достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации.