Региональный брендинг: вызовы и возможности
21 марта в Воронеже прошел круглый стол «Региональный брендинг: вызовы и возможности». В рамках встречи предприниматели обсуждали возможности создания и развития локальных брендов, а также формирования бренда региона. Участниками круглого стола стали 70 человек, в числе которых предприниматели, эксперты по маркетингу и дизайну, специалисты по защите интеллектуальной собственности, эксперты сферы туризма, представители медиа. Организатором мероприятия выступил Центр «Мой бизнес» при активном участии Воронежского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ».
![](/site/assets/files/46715/dsc_2418.1536x1152.webp)
Исполнительный директор Воронежской «ОПОРЫ РОССИИ» Татьяна Шкред отметила, что во многих отраслях сегодня освобождаются рыночные ниши, хотя конкуренция в разных сферах бизнеса остается. В феврале 2023 года «ОПОРА РОССИИ» провела регулярный мониторинг состояния конкуренции в России среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование проводилось в 75 регионах страны, в опросе приняли участие 1007 респондентов. 51,3% опрошенных предпринимателей считают, что за прошедший год конкуренция усилилась.
«Что интересно, в числе конкурентов предприниматели называют не только крупные компании, как это было в прошлые годы, но также малый и средний бизнес. В повышении конкурентоспособности брендинг призван сыграть важную роль, поэтому о брендинге обязательно нужно говорить и помогать предпринимателям в этом разобраться», — рассказала Шкред.
Встреча по тематике брендинга стала коммуникационной площадкой, на которой были представлены практические кейсы. Так, учредитель компании «Биотроника» Владимир Молчанов поделился опытом создания производства. Его компания создает массажные кресла и биокамины, которые продаются на всей территории России и за ее пределами. По итогам прошлого года оборот компании вырос больше, чем на 50%. Владимир Молчанов связывает результаты с пересмотром технологий продаж, а также с активным освоением освободившихся рыночных ниш.
Взгляд на развитие бренда как носителя важных для общества ценностей, предложила Вера Васина. Ее компанию натуральной косметики VIVERDI знают в регионе и за его пределами. Компания Васиной выпускает широкую линейку косметической продукции, уделяя внимание всем слагаемым: от натуральных ингредиентов в рецептурах до дизайна и упаковки. В этом году компания намерена расширить географию присутствия.
О практических аспектах создания бренда на круглом столе рассказали эксперты бренд-студии BIZ-B Наталья Рубайко, Наталия Разновильская и Кира Смелкова. В основе выступлений – практический опыт, позволяющий понять, из чего складывается процесс формирования бренда: от нейминга до разработки фирменного стиля и использования его элементов для разных задач. Дополнили информацию эксперты по маркетингу и представители СМИ, отметившие тенденции брендинга, а также подходы и инструменты, которые стоит использовать в той или иной ситуации. Активное участие в дискуссии приняли редактор РИА «Воронеж» Василий Тулупов и Председатель Комитета по маркетингу, рекламе и PR Воронежского отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Евгения Дерека.
Большое значение участники круглого стола уделили теме регистрации товарного знака. «Сейчас многие предприниматели выходят с продукцией на маркетплейсы. И незарегистрированные товарные марки становятся предметом "охоты": если продукция какого-то производителя попадает в топ, то не очень добросовестные люди регистрируют товарный знак и предъявляют претензии. И здесь добросовестному предпринимателю либо приходится платить за свой же бренд, либо создавать новый, а это требует денег и времени», – поделилась опытом Алена Карпова, учредитель рекламно-производственной компании Plexi.
Отдельное внимание на круглом столе уделили формированию регионального бренда и тому, как продукция локальных производителей может способствовать формированию имиджа региона. Предприниматели выразили большую признательность директору Туристско-информационного центра Воронежа Екатерине Шрамко за актуальную информацию о возможностях продвижения и успешном опыте компаний других регионов.
Директор Центра поддержки предпринимательства Воронежской области Андрей Демидов напомнил предпринимателям, что центры «Мой бизнес» помогают предпринимателям подойти к вопросу брендинга грамотно: «Мы делаем консультации и обучающие мероприятия; предоставляем поддержку при регистрации товарных знаков; организовываем бизнес-миссии; помогаем местным производителям представить свою продукцию на региональных, межрегиональных и даже международных выставках. В нашем регионе много талантливых предпринимателей, много компаний с хорошим потенциалом: бренд позволяет им быть конкурентоспособными и закрепиться на рынке»
Фото: Татьяна Шкред, Евгения Морозова, Алена Афоничева