ru

Новости

В Подмосковье состоялись мероприятия, посвященные развитию электротранспорта в стране

21 февраля при поддержке Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса на территории ведущего технического центра в Московской области «ВОЛИН» состоялось несколько знаковых событий для Московской области: запуск новых четырех постов электрозарядных станций переменного и постоянного тока, круглый стол на тему «Развитие электротранспорта в России», открытие учебной лаборатории и поста по техническому обслуживанию электромобилей.


В мероприятии приняли участие лидеры рынка электротранспортной инфраструктуры России: производители ЭЗУ «Пермснабсбыт», «Парус», «Северсталь», автопроизводители ПАО «КАМАЗ» дочерняя компания «СЭТтранс», «АТОМ», «Москвич», отраслевые объединения «ОАР», «РОАД», «РАСТО», представители ВУЗов и Ссузов Москвы и МО, Министерство энергетики Московской области, представители региональных отделений ТПП РФ и «ОПОРЫ РОССИИ», партнеры КНР «GNSGO», производители автокомпонентов и другие участники из 20 регионов РФ.

Цель мероприятия — популяризация и продвижение электротранспорта в России, развитие новых технологий в электромобильной отрасли, расширение спектра государственных льгот и субсидий для стимулирования экологической мобильности, систематизация технологий обслуживания и ремонта, создание отечественной инфраструктуры для производства автокомпонентов для электротранспорта, разработка учебных образовательных программ для Ссузов и ВУЗов России.

Модератором сессии выступила генеральный директор технического центра «ВОЛИН», председатель ассоциации автосервисов «РАСТО», заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Ольга Селезнева.

Открыл круглый стол Первый заместитель министра энергетики Московской области Дмитрий Анисимов. Спикер рассказал о проектном офисе «Развитие отрасли электротранспорта Московской области».

Количество зарегистрированных электромобилей в Московской области на 1 января 2024 составляет всего 25 119, из которых 4 292 электрокаров и 20 827 гибридов. По сравнению с 2023 годом прирост +50%. Электрозарядная инфраструктура Московской области составляет 703 ЭЗС. На территории региона действует программа федерального субсидирования, где инвестору возвращается до 60 % затрат на установку ЭЗС, но не более 1,860 млн руб., до 30 % затрат на ТП к электрическим сетям, но не более 0,9 млн. руб. Создана карта свободных мощностей в Московской области. При Министерстве энергетике Московской области создана рабочая группа по решению вопросов и продвижению электротранспорта в Московской области.

Президент Союза «Одинцовская Торгово-Промышленная Палата» Виктор Тарусин поздравил участников круглого стола с открытием направления для автомобилей на новых энергиях, рассказал о ближайших перспективах в работе топливно-энергетического комплекса России при участии Торгово-промышленной палаты РФ.

О полном цикле отечественного производства в Перми и современных электрических зарядных станциях подробно выступил Директор по стратегическому развитию Корпорации «Пермснабсбыт» Максим Политов. Представитель производства отметил работоспособность и заинтересованность администрации технического центра «ВОЛИН», в котором в максимально сжатые сроки (2 месяца) смогли подключить дополнительные электрические мощности и обеспечить всем необходимым производителей ЭЗС для установки четырех постов зарядных станции. Обычно на установку такого типа электрозарядок уходит до 6 месяцев. Сейчас в арсенале Корпорации ПСС 1200 ЭЗС по всей России. Это открыло дополнительные возможности для развития бизнеса, а именно: предоставлять владельцам ЭЗС сервис по уходу за батареями, внедрять собственные программные продукты, смарт-блоки управления для автомобилей. «Умные» зарядные станции Корпорации «ПСС» переменного тока позволяют осуществлять динамическую балансировку между зарядными станциями в сети, создавая энергоэффективный зарядный хаб переменного тока. Блок управления корректирует выдаваемую мощность каждой зарядной станции в зависимости от числа подключенных электромобилей и энергонагрузки на сеть конкретный момент времени. Корпорация постоянно работает над качеством продукции и инновационным развитием ЭЗС, имеет высокий уровень доверия у потребителей и власти.

Руководитель Комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении, заместитель Председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса Сергей Кожухов выступил с положительными результатами в области подготовки кадров по итогам совместной деятельности между представителями законодательной власти и отраслевыми объединениями «ОАР», «РОАД», «РАСТО», «НАПТО» на базе Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса.

Спикер сообщил, что в 2024 году удалось сдвинуться с «мёртвой» точки и получать прямой эффект от системной работы. Сегодня уже принят ФГОС для 23.01.17 СПО на основе профстандарта. Идет обсуждение применения новой формы демонстрационного экзамена в колледжах, рассматривается возможность компенсации затрат работодателя на подготовку кадров собственными силами и многое другое. Для увеличение результативности разумных инициатив и актуализации законодательства в области современного ТО и ТР, требуется активное участие отраслевого сообщества. Спикер пригласил всех участников мероприятия к диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству.

Об опыте станции технического обслуживания электробусов и автобусов КАМАЗ, особенностях современного оборудования и применяемых передовых технологий поделился Первый заместитель генерального директора ООО «СЭТранс» дочерней компании ПАО «КАМАЗ» Сергей Стрижиченко. Опыт компании начинается с 2018 года, которая сегодня обслуживает 4500 единиц пассажирской техники и объединяет 1500 сотрудников. В 10 регионах РФ запущены электробусы. Компания использует только самые передовые технологии ремонта, в том числе в обучении сотрудников. Опыт проведения тестирования очков дополненной реальности для технического обслуживания подвижного состава с использованием заранее загруженных технических карт принес прекрасные результаты. Каждый выполненный шаг в ходе ТО записывался на видео, которое затем обрабатывалось искусственным интеллектом для анализа и улучшения процессов. Создано новое электронное методическое руководство. Данный материал ускоряет выработку сотрудников и процесс ремонта. Реализуется проект оцифровки основных технологических карт по обслуживанию и ремонту автобусов и электробусов. Материалы преобразуются в обучающие видеоролики, которые помогают новым сотрудникам быстрее адаптироваться и осваивать рабочие процессы.

Заместитель директора проектного офиса интеграционных решений макрорегионального центра ПАО «Ростелеком» Андрей Демин раскрыл страхи будущих владельцев электромобилей, такие как: деградация батареи, недостаточный запас хода, высокие первоначальные затраты на содержание, недостаток квалифицированных специалистов по ремонту. Цифровое пространство электрозарядной инфраструктуры предоставляет новые возможности для развития автобизнеса и сферы услуг при обслуживании автовладельцев, но и предъявляет новые требования к бизнесу в целом. Развитие мобильности в России станет максимально возможным при тесном взаимодействии и заинтересованности всех участников сторон отметил спикер.

Первая российская EV+IT платформа, которая создана на рынке электромобилей российским разработчиком АО «КАМА» была представлена директором по продажам и послепродажному обслуживанию бренда «АТОМ» Александром Костылевым. Это «гаджет» нового образа жизни для новой городской мобильности. Перспектива развития федеральной сети от продажи до обслуживания к 2030 году. На заводе «Москвич» сварен и окрашен 1-й кузов Атома. В 2024 году стартовало производство 1-го электромобиля. Выпущенные прототипы прошли испытания и ожидает массовый запуск в 3 квартале 2025 года.

Оборудование по обслуживанию и ремонту электромобилей в деловой программе представил официальный партнер LAUNCH в России генеральный директор ООО «Технология Автосервиса» Александр Годунов. Инженер обозначил профессиональные требования к запуску постов по ремонту и обслуживанию электромобилей на СТОА, учитывая опыт КНР и мировые стандарты. Также важно учитывать специфику обслуживания при ремонте EV: квалификацию персонала, рост парка электромобилей, динамично меняющаяся структура рынка, закрытые протоколы диагностики, ограниченный доступ к данным производителей, отсутствие единой базы данных по ремонту. Предстоит большая работа для всех участников автомобильного рынка, отметил руководитель компании.

Соучредитель компании «АНТКАР» Михаил Дубовских сделал предложение о разработке и внедрению отечественного программного обеспечения диагностики современных электромобилей. Сегодня компания «АНТКАР» более 5 лет работает по принципу «неотложной» помощи автовладельцам электромобилей, решая сложные технические задачи с «оживлением» софта и электронного блока управления электротранспорта иностранного производства, ввезенные по параллельному импорту без какой-либо технической или сервисной поддержки. Опыт есть, его надо использовать и внедрять, работать над ошибками автопроизводителя и создавать лучшее для своей страны.

Первый проректор ЧУДПО «Энергетический институт повышения квалификации» АО «Мособлэнерго» Оксана Степанова рассказала участникам дискуссии программы повышения квалификации и дополнительного профессионального обучения сотрудников. Важной составляющей электротранспорта составляет электрическая безопасность специалистов, нарушение ее опасно для жизни. Институт готов расширять свои образовательные программы подготовки с учетом современных потребностей рынка труда и заказчиков – работодателей. С 2019 года Совет по профессиональным квалификациям в электроэнергетике Российской Федерации МРЦОК был наделен полномочиями по независимой оценке 27 квалификациям электроэнергетики.

Руководитель направления комплектующих для электромобилей «Оптикон Технология» Евгений Савилов в своем выступлении подробно обозначил ряд важных требований к подготовки специалистов по диагностике и ремонту электромобилей. Они должны иметь хорошую начальную подготовку по базовым дисциплинам в объёме СПО по специальности автомеханик. Затем пройти повышение квалификации по дополнительным профессиональным курсам: конструкция и компоновка ТС с электроприводом; электрические цепи постоянного тока; силовая электроника; электроизмерительная и диагностическая аппаратура, электрохимия; технический английский язык; техника безопасности. Объем теоретических и практических курсов зависит от начального уровня кандидатов, их потенциального места работы, оснащенности центра подготовки специалистов. По окончании курса, должна быть предусмотрена выходная аттестация в письменной форме, куда должны входить вопросы по каждому из освоенных курсов.

Заместитель директора национальной ассоциации производителей тока «РУСБАТ» Дмитрий Тищенко рассказал, что Россия является одним из мировых лидеров по запасам минерального сырья, используемого в производстве ключевых материалов (никель, алюминий, медь, углеводороды, графит, литий и т.д.), однако производство ключевых материалов практически отсутствует. В развитие отечественного производства литий ионных батарей необходимо сразу закладывать возможность замкнутого цикла с использованием полученных в стране материалов и утилизацией отработанных батарей. Для замкнутого цикла важно иметь работающую законодательную базу и стандарты, охватывающие производство литиевых источников тока и эксплуатацию в каждом применении. Для ускорения достижения полного цикла необходимо прежде всего стимулировать потребление произведенных в нашей стране литий-ионных аккумуляторов, что даст возможность существующим производителям увеличить долю отечественной продукции на рынке, а сборочным производствам мотивацию для скорейшего завершения процесса локализации их продукции.

В завершении деловой части круглого стола модератор Ольга Селезнева подвела итоги встречи, обозначив ряд важных моментов для совершенствования системы обслуживания электротранспорта (EV) в России: необходима стандартизация и регулирование данного направления, выстраивание взаимодействия с иностранными и отечественными автопроизводителями для предоставления технической и сервисной информации по ТО и ТР для СТОА РФ, формирование технологических, технических и экологических требований к оснащению и оборудованию сервисных центров, к обучению и сертификации специалистов, подготовке кадров с учетом требований производителей электромобилей.

Были подписаны соглашения о сотрудничестве и партнерстве между ассоциацией «РАСТО» и корпорацией «ПСС», между ассоциацией «РАСТО» и ЧУДПО «Энергетический институт повышения квалификации» АО «Мособлэнерго».

Технический центр «ВОЛИН» является стратегическим партнером центра «GNSGO» в КНР. В мае 2025 года на территории ВОЛИН ЭКСПО состоится 3-х дневный тренинг по устройству, обслуживанию и ремонту электромобилей от преподавателей Шанхайского промышленно-коммерческого института.

Все презентации спикеров доступны по ссылке.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»