В Общественной палате РФ обсудили судьбу малых экспортеров в условиях возможного введения ограничения на вывоз зерновых в 2021 году
В Общественной палате Российской Федерации состоялось публичное обсуждение проекта Постановления Правительства «О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых в 2021 году», организованное «ОПОРОЙ РОССИИ» и ОП РФ. Участники рассмотрели возможные эффекты от введения ограничительных мер, а также представили возможные альтернативы регулирования рынка зернового экспорта.
Модератором круглого стола выступил Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Владислав Корочкин, который отметил важность обсуждения данной темы для экспортеров. Он рассказал, что комиссия проработала данную тему, с целью предотвратить негативные последствия от планируемого правительством введения ограничений по вывозу зерна в 2021 году.
«Данная тема возникла из боязни, что тот механизм квотирования и ограничения вывоза, который был предложен правительством, способен вызвать ряд самых негативных последствий для различных предприятий МСП, занятых в зерновой отрасли – начиная от товаропроизводителей, тех, кто выращивает зерно, заканчивая переработчиками и экспортерами. Мы решили выработать и предложить подходы к тому, как нам побороться и за экспортера, и за потребителей, и за переработчиков», – отметил Владислав Корочкин.
Модератор подчеркнул, что при квотировании как минимум необходимо учитывать региональный аспект. «ОПОРА РОССИИ» провела большую работу по теме квот на зерно в апреле-мае 2020 года, приобретенный опыт можно и нужно улучшать для регулирования рынков.
Со-модератором мероприятия сталапредседатель Комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий Юлия Оглоблина, которая отметила, что тема ограничений по вывозу зерна крайне резонансная. Эксперт рассказала о предлагаемом в проекте постановления Правительства «историческом принципе» вывоза зерновых, согласно которому предполагается введение лицензий на экспорт зерновых пропорционально объемам вывоза экспортерами зерна в период с 1 июля по 31 декабря года.
«Эксперты и аналитики отмечают, что это усилит положение крупных игроков на рынке и ускорит уход небольших трейдеров. Соответственно, мы можем потерять экспорт в ряд зарубежных стран», – подчеркнула Юлия Оглоблина.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по международным связям Николай Дунаев в своем выступлении рассказал о текущей ситуации вокруг обсуждаемой темы.
«ОПОРОЙ РОССИИ» была проведена серьезная работа в апреле-мае 2020 г., тогда бизнес-объединение отстояло право малых и средних экспортеров выполнять контракты. Был принят ряд решений и поручений вице-премьера Виктории Абрамченко, ФТС и Россельхознадзора, согласно которым квоты должны быть открытыми для всех и не должно оставаться возможности для манипулирования этими квотами через механизм НТД и ВД.
Благодаря этой работе, ситуация с квотированием некоторым образом изменилась, в частности:
– Минсельхоз разместил новый проект постановления, где квота увеличена до 17,5 млн тонн и «исторический принцип» учитывает отгрузки за весь 2020 год, а не за полгода.
– Минэкономразвития поддержало риторику «ОПОРЫ РОССИИ», выступив против нетарифных ограничений и предложив в рамках таможенного тарифного регулирования установить норму в 17,5 млн тонн беспошлинного вывоза, а сверх этого установить пошлину.
– ФАС России также выступила против введения квот, в связи с тем, что это противоречит правилам ВТО.
Однако тема ограничений возникла в новом проекте постановления Правительства.
Николай Дунаев подчеркнул, что от действия «исторического принципа» выиграет максимум 20 крупнейших экспортеров, в то время как все остальные экспортеры, которые относятся к МСП, лишь пострадают. Очень важно сохранить работу малых предприятий в Волго-Каспийском регионе, в котором в настоящее время работает около 90 предприятий, а также в Сибирском и Дальневосточном кластере, где работает порядка 250 малых компаний.
«Из-за введения ограничений эти компании уйдут в простой и заменить их будет некем, так как крупные игроки туда не пойдут. Если мы закроем экспорт для этой категории предприятий, то люди просто останутся без работы», – заявил эксперт, озвучив просьбу исключить понятие «исторического принципа» из проекта постановления Правительства.
«Мы настаиваем, если и вводить какие-то ограничения, хотя мы не видим этом потребности, использовать линейный принцип, доработав законодательство и дав правительству возможность вводить запрет на применение неполных таможенных деклараций, отсутствие которой породило проблему в апреле – мая текущего года», – предложил Николай Дунаев.
Директор Agrozan Commodities DMCC, экспортер Сабина Содикова также отметила, что «исторический принцип» формирования квот на зерно нанесет удар по малым и средним экспортерам.
«Возможности торговать на конечные точки у МСП просто ничтожны, создавая дополнительный прессинг в виде не просто квотирования, но еще и «исторического принципа», мы просто убиваем наш основной костяк мелко-среднего бизнеса, риски которого и так велики из-за сложности конкурирования с ценами крупных монополий, волатильности курсов валют, тренда на невыполнение локальных контрактов перед МСП со стороны сельхозтоваропроизводителей и меньшей доступности заемного финансирования для малых предприятий, в отличие от крупных игроков», – заявила Сабиина Содикова.
Соучредитель АО «Новосибирскхлебопродукт» Владимир Арбатский согласился с тем, что введение «исторического принципа» квотирования – непонятное и вредное для малого и среднего бизнеса решение. Даже в новой итерации проекта постановления квотирование по историческому принципу не учитывает региональных особенностей отрасли в Сибири, в связи с чем возможность сибирского экспорта зерна снизится, по его оценкам, на 90%. Предприниматель напомнил, что есть и другие эффективные регулирующие меры, которые можно было бы использовать на рынке зерна – в частности, государственный интервенционный фонд.
Сопредседатель Ассоциации «Красноярские элеваторы» Виталий Игнатьев, в свою очередь, рассказал о ситуации на рынке зерна в Красноярском крае и возможном влиянии на нее «исторического принципа». По его словам, в 2019 году в регионе собрали 2,2 млн тонн зерна, на экспорт из них ушло 156 тыс. тонн. В 2020 году был значительный рост урожая, почти на 50% - собрано почти 3 млн тонн зерна и 290 тыс. тонн рапса.
«Китай и Монголия заинтересованы в нашем рапсе. В связи с этим, мы хотим увеличить экспорт, но позволит ли это сделать «исторический принцип» – сильно сомневаемся», – отметил предприниматель.
Директор «Грейн Логистик Сервис» Тимур Лаврик, представляющий отрасль транспортно-экспедиторского сопровождения грузов, заявил о том, что огромная смежная отрасль услуг вокруг экспортеров зерна также пострадает, если будет введен «исторический принцип».
«В нашей сфере количество работы снижается, и это связано не только с сезонностью рынка зерновых, но и с уходом с рынка небольших экспортных организаций, которые не видят перспектив работы в новом сезоне в условиях квотирования. Также исторический принцип распределения квот сам по себе закрывает дорогу появлению новых экспортеров, а значит, закрывает дорогу появлению новых клиентов. Любые ограничения экспорта негативно скажутся на объемах их работы», – рассказал предприниматель.
Председатель Общественного совета при Россельхознадзоре Елена Цветкова согласилась с тем, что исторический принцип закрывает дорогу на рынок экспорта зерна новым игрокам.
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов рассказал, что проект постановления правительства находится в настоящее время на рассмотрении в ведомстве и ФАС России уже провела по данной теме несколько обсуждений с участниками рынка. Ведомство будет вырабатывать позицию по этому вопросу взвешенно, с учетом исторического развития рынка и проблем и сложностей, увиденных при реализации разных подходов.
К обсуждению подключились и переработчики зерна. Сергей Беляев, генеральный директор ОАО «ХЛЕБ», компании – лидера рынка по экспорту муки, отметил, что «исторический принцип» и введение экспортной пошлины навредит переработчикам и что есть другие, в том числе нетарифные меры для разрядки обстановки на внутреннем рынке и поддержки российских переработчиков. Кроме того, все регулировки, которые принимаются в стране, должны прослеживать цепочку смежников, как минимум пять колен, иначе серьезно пострадают все смежные отрасли.
Президент «Союза зернопереработчиков Алтая» Валерий Гачман выразил позицию переработчиков зерна о том, что ограничения не помогают рынку и нарушают гармонию. Так, ограничения по экспорту в зерноизбыточных регионах неминуемо приведут к обрушению цен на рынке продуктов переработки.
В качестве альтернативного метода снижения цен на продовольствие в стране эксперт предложил адресную поддержку малоимущим слоям населения, главным образом которые могут пострадать от роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский поддержал общее мнение о нецелесообразности квотирования при экспорте зерна, поскольку в нынешних условиях любые ограничения на экспорт приведут к росту мировых цен.
«Никакой из ограничительных механизмов аккуратно не сработает по одной простой причине – мы доминируем на рынке пшеницы, а любые ограничения пугают наших потребителей, они тут же пытаются ускорить свои закупки и обеспечение потребности, что приводит к превышению спроса над предложением, ценовой гонке и способствует разгону цен на мировом рынке», – рассказал эксперт, отметив, что обсуждение введения квот с августа уже привело росту цен.
Руководитель Комитета по АПК Ростовского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», сельхозтоваропроизводитель Михаил Марышев в своем выступлении рассмотрел проблемы регионального масштаба от введения ограничений по «историческому принципу». По его прогнозам, наиболее сильно пострадают от предлагаемых ограничений Ростовская область, Республика Дагестан, Астраханская область и Сибирские регионы.
Заместитель председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по сельскому хозяйству Сергей Соколов также выступил против ограничений на рынке экспорта зерна. Эксперт отметил, что квотирование по историческому принципу уже привело к кризису в рыбной отрасли – нельзя повторять ошибку в других отраслях.
Так, в ходе круглого стола участники сошлись во мнении, что кроме непосредственно игроков отрасли пострадают сотни предприятий МСП, обслуживающих эту отрасль. Из-за предложенных мер традиционные экспортеры из Сибири не смогут отправить на экспорт продукцию в такие страны как Монголия и Узбекистан – у них не будет лицензий из-за того, что они ничего не экспортировали в первой половине сезона.
В завершение круглого стола участниками было принято решение о подготовке Резолюции ОП РФ, по результатам общественной экспертизы проекта постановления Правительства, предлагающего введение временного количественного ограничения на вывоз зерновых в 2021 году.