Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам посвятил заседание проблемам растущего нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции
В начале ноября в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам, объединившее более 20 его членов и экспертов рынка. Высокий экспертный уровень мероприятия был подкреплен участием Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Марины Блудян.
В начале ноября в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам, объединившее более 20 его членов и экспертов рынка. Высокий экспертный уровень мероприятия был подкреплен участием Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Марины Блудян.
На заседании члены Комитета и приглашенные эксперты обсудили остро стоящую проблему растущего нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции, а также ряд законодательных инициатив, затрагивающих интересы торговли, находящихся в настоящее время на рассмотрении в федеральных органах власти.
Согласно статистике рынка от Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, за первое полугодие 2022 года легально реализовано посредством розничной продажи 66,9 млрд сигарет, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. На текущий момент доля незаконного оборота табачной продукции в РФ оценивается в 12,1%,что значительно превышает зафиксированный годом ранее другим независимым агентством показатель в 10,7%.
Доля незаконного оборота увеличивается по мере удаления от крупнейших региональных центров и достигает наиболее высокого уровня в 13,2% в сельских населенных пунктах, что повторяет тенденцию 2021 года. Обращает на себя внимание, что ¼ всей нелегальной табачной продукции в стране приходится на долю всего девяти регионов. В Новгородской и Ростовской областях доля незаконного оборота сигарет превышает 40%. Лидирующим источником «серого» продукта остается который год подряд Белоруссия.
Эксперты обратили внимание, что в текущих экономических реалиях главным объективным фактором роста нелегального рынка является растущий интерес самих потребителей к более дешевой контрабандной или контрафактной продукции. Зачастую потребители целенаправленно ищут такую продукцию в ассортименте торговых объектов, а законопослушная розница оказывается под давлением. На ряду с этим, по данным ГИС МТ, в среднем по России во втором квартале 2022 года приходилось две легальных точки продаж сигарет на 1 тыс. жителей. Эксперты заключили, что вопрос борьбы за чистоту рынка требует поиска новых подходов к решению проблемы, а в первую очередь приостановку дальнейшего роста цен на легальную продукцию из-за роста налоговой нагрузки.
Обсуждая актуальные для отрасли проекты нормативно-правовых актов, члены Комитета сошлись во мнении, что ПФЗ № 99437-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию"», влекущий за собой запрет использования ряда ароматических и вкусовых ингредиентов при производстве некурительных изделий, может стать очередным триггером контрабанды из сопредельных стран, где такого рода ограничения отсутствуют в виду устоявшегося спроса потребителей на продукцию с определенными качествами.
Широкое обсуждение в Комитете вызвал проект Модельного закона СНГ «Об охране здоровья граждан от вредного воздействия табачного дыма». Данная инициатива, имеющая непрозрачную процедуру обсуждения и юридическую силу, вобрала в себя целый ряд негативных для розничной торговли положений, которые на протяжении последних десяти лет были отвергнуты экспертным сообществом и сняты с обсуждения на национальном уровне в РФ. В частности, обеспокоенность экспертов вызвало предлагаемое ограничение форматов торговли, ограничение взаимодействия с потребителем в торговой точке. Комитет обратился к депутату Госдумы РФ Наталии Полуяновой, представляющий Россию в Комиссии по социальной политике и правам человека Межпарламентской ассамблеи СНГ. По итогам состоявшегося 10 ноября мероприятия на площадке СНГ, посвященного обсуждению данного законопроекта, ряд предложенных в документе мер был подвергнут критике, в результате проект Модельного закона СНГ был отправлен на доработку.
Запись мероприятия можно посмотреть по ссылке.