ru

Новости

22 Января 2016

Владислав Корочкин: "Избыточные требования — это издержки реальных предприятий, исчисляемые триллионами рублей"

Темой одного из круглых столов первого дня форума «ОПОРЫ РОССИИ» «МАЛЫЙ БИЗНЕС — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ?» вновь стали административные барьеры. Подробнее рассказывает Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Московского областного регионального отделения организации Владислав Корочкин


Общий объем издержек экономики, связанных с необходимостью преодолевать «барьеры», все еще исчисляется триллионами рублей. Несмотря на почти 18 лет, прошедших с момента появления первого указа «о преодолении «административных барьеров» [Указ Президента РФ от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»], ясного понимания того, что это такое по своей сути, какими они бывают, все еще нет.

Сегодня административные барьеры все больше ассоциируются с целенаправленным созданием и функционированием псевдо-рынка различных услуг, программных продуктов и оборудования, искусственно навязываемых субъектам предпринимательской деятельности. Устанавливаются многочисленные избыточные «обязательные требования», основная цель которых — принуждение к приобретению, как правило, на полностью или в существенной части монополизированном рынке, того или иного «товара» («услуги», и то, и другое в кавычках), якобы необходимого для обеспечения того или иного вида «безопасности».

Таким образом, административные барьеры — это различные способы «сравнительно честного», основанного на нужном законе (или ином нормативном акте) но, как правило, совершенно необоснованного взимания денег с потребителей, в своей совокупности существенно снижающие конкурентоспособность предприятий, а во многих случаях делающие их полностью нерентабельными.

Конечно, было бы несправедливо не вспомнить имеющиеся успехи в борьбе с этим злом. Они наглядно показывают, что бороться с ними можно. И, в рамках предыдущего этапа административной реформы, для ликвидации наиболее очевидных и обременительных для МСБ барьеров на уровне целого ряда ведомств удалось сделать достаточно много.

Например, Роспотребнадзором в 2009-2014 г.г. было практически упразднено лицензирование отдельных видов деятельности, исключена необходимость повторного получения документов о соответствии требованиям при обороте продукции, с 2010 года отменена выдача всех санитарно-эпидемиологических заключений на все виды продукции; в 3 раза сокращен перечень продукции, подлежащей государственной регистрации. В 5 раз сократилось количество выдаваемых свидетельств о государственной регистрации продукции, более чем в 3 раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции (с 30 до 8 дней). Значительные успехи достигнуты в ликвидации финансовых издержек предприятий и потерь времени.

И никто сегодня не решится утверждать, что потребитель подвергается дополнительной опасности в результате отмены или существенной либерализации таких обязательных требований и административных процедур.

Первый вывод: все эти требования и процедуры были заведомо излишними.
Второй, ещё более важный: очевидно, что все или, по крайней мере, большинство требований и процедур аналогичного характера и содержания в других сферах государственного регулирования столь же избыточны. Во всяком случае, вероятность этого столь высока, что, вне всякого сомнения, требует соответствующих действий государства и гражданского общества.


Таким образом:
1. На сегодняшний момент существующие «административные барьеры», основанные на большом количестве избыточных требований, не связанных с обеспечением достаточного уровня безопасности, являются огромным тормозом для развития малого бизнеса, приводят к многомиллиардным издержкам как со стороны предприятий, так и бюджетов. Суммы, направляемые на их «преодоление» и контроль, часто в десятки раз превосходят аналогичные показатели в других странах.

2. Реформа контрольно надзорной деятельности должна начинаться с формирования закрытых списков обязательных требований, предъявляемых к малым компаниям по аналогии с «сheck lists», существующим в странах ЕС. Данный процесс способен связать надзорный/законодательный уровень с уровнем проверок/контролирующих действий. Как показывает передовой опыт некоторых наших близких и дальних соседей, именно такой подход — путь к успеху реформы всей контрольно-надзорной деятельности.

Для качественного изменения ситуации и снижения потерь экономики страны предлагается:

1. Политическим решением ввести мораторий на введение любых новых требований, отсутствовавших до 1 января 2015 года. Приказным порядком, без согласований с ведомствами, перенести сроки вступления в силу всех принятых до этой даты нормативных актов на 2018 год.

2. Ввести в законодательство по аналогии с некоторыми иными юрисдикциями понятия «суммарной не фискальной нагрузки», соотнеся ее с размерами каждого конкретного предприятия;

3. Ввести оценку любого существующего и вновь устанавливаемых требований в единицах трудозатрат для пересчета в рубли и затраты на их внедрение;

4. Разработать правила установления новых требований в соответствии с принципом «начни с малого», обязав инициаторов показывать, как они повлияют на работу микро, малых и средних компаний и какие суммарные издержки принесут в рублях и человеко-часах;

5. Провести сравнение всех действующих затрат, связанных с обязательными требованиями, существующими в РФ, сравнив их с действующим перечнем обязательных и контролируемых требований и связанными с ними издержками предприятий в ЕС;

6. Сформировать закрытые «контрольные списки» обязательных требований для каждой отрасли и поменять систему контрольных органов в соответствии с полученной здесь матрицей рисков.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»