Николай Николаев: «Предпринимательство - это, в первую очередь, люди»
Николай Николаев, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель Комитета по социальному предпринимательству, Директор Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента «Народная экспертиза», рассказывает, в чем соль социального бизнеса, почему предпринимательство - это талант и что такое идеальная предпринимательская модель.
О предпринимательстве
Я присоединился к «ОПОРЕ РОССИИ» лет 6 назад. Для меня в «ОПОРЕ» в то время было главным представление о том, что когда объединяются активные, инициативные люди, предприниматели, то и организация не может быть пассивной, она должна что-то делать не на словах, а на деле. Ведь для предпринимателя слова, конечно, дороги, но главное – результат!
И буквально через год после моего присоединения к «ОПОРЕ», организация показала и свою практическую сторону. Когда я только-только ставил на ноги одно из направлений своего бизнеса. Строительство, только что навалившийся кризис, усложнивший обслуживание кредитов, да еще и потребовавший серьезной оптимизации других направлений деятельности, - это было непросто. Неудивительно, что нашлись люди, которые захотели воспользоваться такой ситуацией и часть активов попросту отнять. Только благодаря усилиям «ОПОРЫ», Сергея Ренатовича Борисова, Александра Бречалова бизнес был сохранен.
И мой случай – не из ряда вон выходящий. В течение всех моих «опоровских» лет я постоянно встречаю людей, чье дело было сохранено только благодаря организации. В «ОПОРЕ РОССИИ» предприниматели, действительно, находят помощь и, простите за тавтологию, опору.
Я убеждён, что хотя свое дело может организовать каждый, настоящим Предпринимателем с большой буквы можно стать, имея какое-то предрасположение к этой деятельности. Господь кому-то даёт способности стать музыкантом, художником, то же самое и с предпринимательством. Главное, не боятся пробовать, действовать, рисковать и, главное, не уставать учиться. Только так можно развить в себе способности к предпринимательскому творчеству.
Сколько себя помню, я всё время что-то затевал. По найму я работал очень мало, и даже когда работал, всё время затевал новые проекты. Мне это очень нравилось. Вообще мне в жизни очень повезло. У меня жизнь не делится на «пахотную» работу и на какое-то свободное время. Моя жизнь гармонична – я очень люблю проводить время с семьей и мне нравится заниматься теми проектами, которые в настоящий момент реализую. Дома или на море я могу обдумывать какие-то бизнес-идеи, а среди «рабочего» дня поехать по семейным делам. Жизнь едина и ее, мне кажется, нельзя делить на сегменты.
Первые бизнес-проекты я начал осуществлять в начале девяностых. Интересное было время. Тогда в ходу были бартерные сделки. Мы с партнерами сделали небольшую компанию и с азартом меняли грузовики на норковые шапки, детские штанишки на «видео-двойки», сентехнические фитинги на тушенку и т.д. Это было какое-то потоковое движение, азартная игра, в которой тогда и правил-то почти никаких не было. А вот уже осознанно я открыл свою компанию в 2002 году, это было PR-агентство, которое занималось двумя направлениями: непосредственно услугами по связям с общественности и организацией социально-информационных проектов. До кризиса 2008 года это было одно из ведущих агентств, специализирующихся на обслуживании компаний страхового и финансового сектора. Мы обслуживали до 15 страховых компаний одновременно, обеспечивая их информационную политику и все проекты, связанные с внешними коммуникациями. Понятно, что в части пиара, особенно на рекламном рынке, кризис внес свои коррективы, нужно было искать новые ниши. После кризиса мы стали заниматься больше проектами социального характера, это было актуально. С другой стороны, я увлекся гостиничным бизнесом.
Огромное количество проектов, которые я делаю, не связаны с зарабатыванием денег, я делаю их для того, чтобы что-то изменить.
В традициях российского предпринимательства ещё с прошлых веков - не просто набивать кубышку, а активно участвовать в жизни и становлении общества – это не только благотворительность, это прежде всего различные социальные инициативы. И хотя история до нас донесла лишь отдельные фамилии, социальная активность была присуща всем купеческим гильдиям, члены которых участвовали и в благотворительности, и в управлении своими городками, и в создании самостоятельных экономических механизмов, способных помочь нуждающимся (теперь это называется «социальное предпринимательство»). Мы просто не знаем многие имена. Но я уверен, что нам не присущ индивидуализм. За нами - история объединений, которые активно решали социальные вопросы. Известно, что предприниматели активно участвовали в работе муниципальных советов, они сами решали, что им нужно, какую дорогу построить, и если не хватало казны, то они могли сделать и делали это за свой счет.
Социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство – это новая «старая» идеология предпринимательской деятельности. На мой взгляд, это воплощение идеальной предпринимательской модели. Государству хорошо, потому что такой бизнес обеспечивает стабильный доход и снимает с государства социальные проблемы. Людям хорошо, так как это бизнес, который приносит реальную пользу социального свойства, решая проблемы людей, территорий. Предпринимателю тоже хорошо, так как у него есть стабильный доход, моральное удовлетворение от того, что это помогает и государству, и обществу. Это идеальная модель. К сожалению, как любой идеал – такая модель, увы, сложно достижима, но это именно то, к чему нужно стремиться.
Успешные социальные предприниматели – пример для подражания не только тем, кто хочет заниматься социальным предпринимательством, но и для всего предпринимательского сообщества. Государство должно создавать условия, чтобы предприниматели реализовывали себя и приносили своим бизнесом выгоду и обществу тоже. А если предприниматели и общество будут уверены, что с бизнесом ничего неожиданного не произойдёт, если будут установленные правила игры, которые не будут нарушаться, то можно рассчитывать свои силы, можно не торопиться «хапнуть и убежать». Проблема во многом в этом: люди хотят успеть заработать, пока есть такая возможность, не думая об отрицательных аспектах своей деятельности. Если правила стабильны, если государство не меняет свои правила каждый год, то образ мышления предпринимателя меняется.
«ОПОРА РОССИИ» сейчас активно изучает это направление. Мы экспериментируем, ищем реальные кейсы, изучаем историю. Мы ищем формы поддержки социального предпринимательства, обсуждаем формы взаимодействия социального предпринимательства с государством. Мне кажется, важно найти ниши, в которых предприниматели могли быть полезны государству и обществу. Например, развитие небольших территорий через создание небольших компаний, развитие самозанятости, обеспечение занятостью социально-незащищенных слоев населения. Здесь важно не уйти в крайности, чтобы не навесить на социальное предпринимательство какие-то ярлыки. Важна идеология. Мы эту позицию отстаиваем и перед государством, чтобы социальным предпринимательством признавался не только бизнес в социальной сфере, но и маленькое предприятие или организация, которая решило проблему доставки хлеба и занятий с малышами в небольшом городе или деревне, дало профессию и работу тем, кто в этом нуждался. Такое предпринимательство тоже может называться социальным. На мой взгляд, социальный предприниматель или не социальный, можно оценить только по результатам, по тому социальному эффекту, который был достигнут.
Для социального предпринимателя главным является не добавленная стоимость, а добавленное общественное благо. По этому признаку надо определять социальное предпринимательство.
Предпринимательство – это как раз люди
Если планировать развитие государства только на один-три года вперед, то, конечно, легче привлечь крупного инвестора, который вложит деньги в «проекты века», сразу даст огромное количество рабочих мест, большие инвестиции, налоги в регионе. Если смотреть на будущее в пределах трёх лет, то можно забыть про малое предпринимательство и оставить его за скобками планирования.
Но если рассматривать нашу страну как место, где мы хотим, чтобы счастливо жили наши дети и внуки, то отношение к развитию предпринимательства должно измениться. Развитие малого бизнеса - это вопрос стабильности всего государства. Это вопрос социальной стабильности. Важно, когда у человека есть возможность самореализоваться. Важно не просто найти себя, но и знать, что его законами и налогами не придушат в самом начале, иначе о каком развитии может идти речь?
Именно поэтому часто мы видим противоположные точки зрения на развитие малого предпринимательства. Противоположности показывают как раз отношение конкретного человека к будущему страны. Невозможно в России, как в Люксембурге: поставить одно казино или одну нефтяную вышку и жить счастливо. Это невозможно, у нас огромная страна. Одним или 10 проектами не решить проблему занятости людей. У нас огромное количество территорий, которые абсолютно по-разному выглядят и имеют разные климатические и экономические условия. Очень многое нужно отлаживать самим людям. Сами люди – это как раз предпринимательство. Нужно дать возможность людям самим поднимать свои города, территории. А для этого важна стабильность и уверенность в этой стабильности.
Про «ОПОРУ РОССИИ»
Очень хочется, чтобы «ОПОРА РОССИИ» не просто объединяла отдельных людей, делающих бизнес-проекты. Очень важно, чтобы организация воплощала саму идею предпринимательской деятельности, чтобы формировала идеологию предпринимательства. Лет через пять хотелось бы, чтобы «ОПОРУ» воспринимали именно таким образом. Это включает и отношение государства к предпринимательской деятельности, и какие-то внутренние правила предпринимательской деятельности, и роль предпринимательства вообще. Это важный путь, на котором «ОПОРА» уже стоит, но хотелось бы, чтобы через пять лет это стало реальностью.