Александр Калинин: "Мы должны остановить резкое увеличение налоговой нагрузки на бизнес"
Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Калинин в интервью "Коммерсант FM"
Что, по мнению малого и среднего бизнеса, нужно сделать, чтобы спасти российскую экономику? Как реагирует правительство на идеи и предложения бизнес-сообщества? Что ждет "Опору России" от первого за многие годы госсовета, посвященного проблемам предпринимательства? На эти и другие вопросы ведущему "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву ответил президент общественной организации "Опора России" Александр КалининА
"Модель экономики с большими нефтегазовыми доходами перестала работать"
Александр Калинин о природе экономического кризиса: "Поскольку очень много игроков на рынке, и они не всегда действуют, исходя из общего блага, очень сильно вмешиваются правительства тех или иных стран в экономическую ситуацию, то в экономических системах накапливается некий дисбаланс, который переходит в кризис. Кризис приводит этот дисбаланс в баланс".
Об экономической ситуации в стране: "В экономическом смысле модель экономики с большими нефтегазовыми доходами перестала работать. На нее было рассчитано соответствующее потребление, были рассчитаны те или иные решения в налоговой сфере, в сфере кредитования. Когда доходы в нефтегазовой сфере, если мерить по доллару, упали почти в два раза, то, соответственно, появилась необходимость балансировки валютных доходов с расходами".
О давлении на малый и средний бизнес: "Давление на малый и средний бизнес пока, наоборот, усиливается. Экономические решения имеют определенный временной лаг. В прошлом году было принято очень много решений, которые только усиливали давление на бизнес. В частности, например, внеплановые проверки Роспотребнадзора. Сейчас нас догоняют те решения, которые были приняты в прошлом году. Это, конечно, вызывает у малого бизнеса справедливое возмущение".
Об особенностях нынешнего кризиса: "Кризис, как правило, начинается с финансовой сферы. Любой. Сейчас получилось то, что из-за девальвации рубля, чему, по идее, экспортеры должны радоваться, но, тем не менее, соотношение между ценами в товарной массе, которые сейчас есть, и потребительским спросом сложился очень серьезный дисбаланс. Пока денежная масса не будет увеличена регулятором, мы будем испытывать некоторую стагфляцию. То есть цены будут расти, а потребление будет снижаться. Соответственно, на каком-то периоде мы получаем момент, когда банкам кредитовать бизнес будет крайне сложно".
"Война санкций показала, что нормы ВТО не работают"
Александр Калинин о повышении ключевой ставки: "Малому и среднему бизнесу живется с этим очень сложно. Когда было принято решение о повышении ключевой ставки рефинансирования до 17%, нужно понимать, что мы сразу перешли в другие инфляционные ожидания. Если банки фондируются, а они в основном сейчас фондируются через Центробанк, то они могут предложить минимум 23%, а для малого и среднего бизнеса — 25-28%, что реально сейчас происходит. Чем меньше эта ставка будет такой высокой, тем лучше. Чем она быстрее будет уменьшена, тем лучше. Понятно, что это будет уже не 8%, но 12% было бы правильно".
О способах защиты курса рубля: "Мы в "Опоре России" предлагали ввести обязательную 50-процентную продажу валютной выручки. В 99-м, в 98-м году вообще была стопроцентная продажа валютной выручки. Мы об этом, конечно, не говорим, но я не вижу в этом ничего страшного. Таким образом работал рынок. Оппоненты говорят, что в 2000-е годы мы ушли от этого, что люди начнут переводить валюту на какие-то счета за рубежом. Но поэтому мы и говорим не о стопроцентной продаже валюты. Нам эта мера кажется правильной".
Об экономическом кризисе: "Мы все в одной лодке. Озабоченность есть. Другое дело, что очень долго главным для нас была борьба с инфляцией, интегрирование в международное сообщество. А сейчас, как мне кажется, главной парадигмой должен стать экономический рост. Если следовать логике, что главное сегодня — экономический рост, то от очень многих "священных коров" нужно отказаться".
"Любой кризис — это, прежде всего, необходимость резко снизить затраты"
Александр Калинин о прошедших и грядущих изменениях в бизнесе: "В прошлом году было принято очень много нормативно-правовых актов, которые ужесточали размер штрафов, ввели, к примеру, то, что следственные органы могут возбуждать уголовные дела без налоговой инспекции. Кроме того, были введены новые налоговые режимы, типа торговый сбор в Москве, который должен вступить с 1 июля 2015 года. Постоянно растет и скоро достигнет катастрофических размеров налог на имущество от кадастровой стоимости для юридических лиц. Потому мы считаем, что многие вещи нужно пересмотреть, либо наложить мораторий на введение таких вещей, как, допустим, торговый сбор: не вводить с 1 июля 2015 года, а отсрочить его введение, затем на федеральном уровне ограничить верхнюю планку по максимальному размеру налога от кадастровой стоимости на имущество".
О новой модели роста экономики: "Мы обязаны запустить новые модели роста, это, наверное, главное, о чем нужно говорить. Если нам удастся создать общими усилиями бизнеса и власти новую модель роста, основанную уже не на том, что мы дорого продаем энергоносители, покупаем технологии там, а внедряем их здесь, — все это так работает, а мы уже делаем систему роста за счет институтов развития, за счет программы достаточно масштабного лизинга. Тут важно изучить опыты Китая и Кореи, если мы делаем уменьшение налогового бремени и рассчитываем, что эти деньги пойдут в инвестиции. Наверное, нужно говорить о приватизации, особенно, в машиностроении, поскольку они для инвестора могут быть интересны, особенно, если он имеет деньги в иностранной валюте. А таких людей в России достаточно много и не бедных, для них российские активы существенно подешевели, почему бы не посмотреть программу приватизации? В данной ситуации, это инвестиционную активность резко увеличит".
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2650380