Малый бизнес и прокуратура подготовили меры по снижению силового давления
Деловое объединение «ОПОРА РОССИИ» совместно с Генпрокуратурой подготовили предложения по снижению силового давления на малый бизнес. Среди инициатив – изменение порядка возбуждения дел по статьям об ограничении конкуренции, повышение порогов крупного и особо крупного размера ущерба и сокращение сроков содержания под стражей. Документ с предложениями (есть у «Ведомостей»), подписанный президентом «ОПОРЫ» Александром Калининым, направлен министру юстиции Константину Чуйченко и спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Инициативы проработаны совместно с Генпрокуратурой: перечень и формулировки актуализированы после замечаний администрации президента, говорится в письме.
Что нужно бизнесу
«ОПОРА РОССИИ» и Генпрокуратура предлагают изменить систему по пяти пунктам.
-
Во-первых, изменить порядок возбуждения уголовных дел по делам об ограничении конкуренции. Сейчас основанием для этого служит заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение из иных источников или постановление прокурора. «ОПОРА РОССИИ» предлагает сделать обязательным условием для возбуждения дела наличие претензий со стороны антимонопольных органов – для этого ФАС должна будет направить соответствующие материалы в правоохранительные органы. Сейчас такой порядок действует в отношении налоговых преступлений, дела по которым открываются только на основании документов, направленных ФНС.
-
Во-вторых, предлагается повысить размер крупного и особо крупного ущерба в экономических статьях. Минюст по поручению президента уже подготовил законопроект об индексации в 1,5 раза порога значительного, крупного и особо крупного ущерба по отдельным экономическим составам (законопроект был опубликован в августе 2022 г. на regulation.ru, при этом в Госдуму пока не поступал).
«ОПОРА РОССИИ» считает, что повышение может быть более существенным. Например, по ч. 5 ст. 159 УК РФ (мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности) порог можно поднять с 10 000 до 1 млн руб., считает «ОПОРА РОССИИ». Генпрокуратура также считает целесообразным такое повышение, говорится в письме первого заместителя генпрокурора России Анатолия Разинкина в адрес Калинина (есть у «Ведомостей»).
-
В-третьих, бизнес просит создать дополнительные гарантии охраны прав лиц, привлекаемых к ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Речь идет о достаточности доказательств, подтверждающих наличие события преступления, его последствия, причастность конкретного лица к его совершению и его внутреннее отношение к содеянному. Также «ОПОРА РОССИИ» предлагает наделить прокурора обязанностью согласовывать постановление о привлечении предпринимателя в качестве обвиняемого.
Минюст видит риски в затягивании сроков принятия этого решения – позиция ведомства приведена в письме консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций администрации президента. Генпрокуратура, напротив, считает, что появление такого полномочия защитит любого гражданина от незаконного уголовного преследования, включая избрание в отношении его меры пресечения, следует из письма Разинкина.
-
В-четвертых, «ОПОРА РОССИИ» просит исключить возможность продления свыше 12 месяцев меры пресечения в виде содержания под стражей для обвиняемых по экономическим статьям. Такую норму можно было бы включить в законопроект о сокращении сроков производства предварительного расследования – его Госдума уже приняла в первом чтении. Генпрокуратура это предложение поддерживает, следует из письма.
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) президент России Владимир Путин поручил пересмотреть в отношении преступлений экономической направленности основания для продления срока производства предварительного следствия. В подготовленном законопроекте предусмотрено, что решение по срокам расследования от 3 до 12 месяцев будет приниматься на региональном уровне, а свыше 12 месяцев – на федеральном.
-
Наконец, в-пятых, бизнес просит смягчить законопроект о введении ответственности по преступлениям, связанным со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций для незаконного получения налоговых вычетов. Поправки в УК и УПК были приняты Госдумой в первом чтении. В документе есть неопределенность относительно того, кто является субъектом преступления – в результате под статью подпадает представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Однако по этим преступлениям уже есть санкции в УК, подчеркивают в бизнес-объединении.
Предложения «Опоры России» поступили в Минюст России и находятся на рассмотрении, сообщил представитель ведомства. В Госдуме письмо также получено и расписано в профильные комитеты, сообщил «Ведомостям» представитель нижней палаты парламента. Представители Генпрокуратуры и ФАС не ответили на запросы «Ведомостей».
Важная тема
«ОПОРА РОССИИ» начала готовить эти предложения после послания президента России Федеральному собранию, где этой теме придавалось большое значение, отмечает Калинин. Кроме того, они подготовлены в преддверии Дня предпринимателя и ПМЭФ. Минюст часть предложений поддерживает, при этом остается вопрос подготовки законопроектов и их принятия, отмечает Калинин. От профильного комитета ответа пока не получено, уточнил он.
Предложение о повышении порога для возбуждения уголовного дела по мошенничеству имеет шансы на поддержку и принятие, в то время как возбуждение дел по ограничению конкуренции только по решению антимонопольного органа может встретить яростное сопротивление следственных органов, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. По его словам, возбуждение уголовных дел без внятной позиции антимонопольного органа выглядит странным, поскольку следствие явно не обладает компетенциями и опытом для проведения именно антимонопольных расследований. В то же время следствие явно не захочет быть статистами, лишь определяющими и доказывающими виновность лиц, считает Клеточкин.
Исходя из практики и статистики число дел по ограничению конкуренции крайне невелико, отмечает партнер «Тимофеев, Гусев и партнеры» Антон Гусев. В подавляющем большинстве случаев такие дела возбуждаются на основе материалов антимонопольного органа, добавляет он. Это обусловлено отсутствием соответствующих профессиональных навыков у сотрудников правоохранительных органов в вопросах выявления и доказывания данного состава без помощи сотрудников ФАС.
Инициативе согласовывать возбуждение уголовных дел по предпринимательским статьям с прокурором резко воспротивятся СК РФ и МВД РФ, поскольку это заметно уменьшит полномочия следователей данных органов, считает Гусев. При этом вовлечение прокурора позволит затруднить возбуждение необоснованных уголовных дел в отношении предпринимателей, считает юрист. Кроме того, появление еще одного участника позволит в некоторой степени снизить риск возможной коррупционной составляющей.
Пороги по мошенничеству, особенно в предпринимательской сфере, давно требуют корректировки, согласен Клеточкин. 10 000 руб. в предпринимательской деятельности слишком ничтожная сумма, чтобы считать такое нарушение преступлением, полагает Клеточкин. Повышение порогового значения по ч. 5 ст. 159 УК РФ с 10 000 до 1 млн руб. выгодно правоохранительным органам, поскольку резко сокращает количество проверок сообщений о преступлении, избавляет от массы мелких уголовных дел, считает Гусев. При этом подобное увеличение порогов открывает путь недобросовестным мелким предпринимателям, избавляя их от уголовной ответственности за неоказание услуг, непоставку товаров, оставляя беззащитными простых граждан, добавляет юрист.
Ранее инициативы на эту же тему подготовил Российский союз промышленников и предпринимателей. Там предложили декриминализовать 10 экономических статей в УК, а также повысить пороги крупного и особо крупного размера ущерба. Пакет мер был направлен в Минюст, Генпрокуратуру, МВД, Госдуму, а также в деловые объединения. «Ведомости» писали об этом 9 марта.
Источник: «Ведомости»