Эксперты предложили пересмотреть подход к недобросовестным поставщикам
![](/site/assets/files/35619/72b75d82f671ea8a6fc3bd510c4abe39.1536x1152.webp)
Альтернативу эксперты видят в развитии рейтинга деловой репутации с погружением в него факторов не только положительного, но и негативного поведения контрагентов. Заказчики и поставщики в оценке инициативы ожидаемо разошлись.
Эксперты АЦ предложили пересмотреть механизм включения исполнителей госконтрактов в рейтинг недобросовестных поставщиков (РНП), отказавшись от карательного подхода в пользу дисциплинирующего. Мониторинг закупок показал, что требование об отсутствии поставщика в РНП содержится в 100% извещений по закупкам государства (ФЗ-44) и в 99% — госкомпаний (ФЗ-223).
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов согласен с инициативами АЦ. «Механизм по прошествии времени устарел и не всегда адекватно наказывает компании в зависимости от тяжести проступка: создание более сбалансированного механизма позволит учитывать ситуации, когда поставщик нарушает обязательства не по злому умыслу, а в силу объективных причин»,— поясняет он.
Впрочем, как показал опрос участников дискуссии, заказчики не готовы отказываться от РНП в случае уклонения поставщиков от заключения контракта: идею не вносить поставщиков в РНП за уклонение поддерживают лишь четверть респондентов. Треть опрошенных согласились, что уклонение можно рассматривать как «добросовестное поведение, предотвращающее более существенный риск». Одновременно заказчики поддерживают ужесточение ответственности поставщиков и расширение оснований для внесения их в РНП из-за фальсификации документов и поставки контрафактных товаров.