«ОПОРА РОССИИ» поддержала распространение факторинга на контракты с госзаказчиками
Авторами инициативы выступили Правительство России, «ОПОРА РОССИИ» и Ассоциация факторинговых компаний.
"ЦБ одобрил предложенные изменения, в Минэкономики и Минпромторге принципиальных возражений нет. Госдума может рассмотреть проект уже в весеннюю сессию", - отмечается в статье «Коммерсанта».
«Собственных свободных средств у малых и средних предприятий, как правило, не хватает. При работе с рыночными заказчиками компания-поставщик имеет возможность в обмен на финансирование передать факторинговой компании или банку право требования выручки по контракту с заказчика. У поставщиков по государственным, муниципальным контрактам и для нужд госкорпораций такой возможности нет», - заявил президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.
Разработчики отмечают, что предлагаемые поправки к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний даст предпринимателям возможность получать оборотные средства, не дожидаясь оплаты от госзаказчика, за счет переуступки прав требования долгов по госконтрактам факторинговым компаниям или банкам. При этом, как отмечают авторы инициативы, уступка дебиторской задолженности по контракту с госучреждением или госкорпорацией не является сменой поставщика.
В настоящее время расчеты по большинству госконтрактов ведутся по схеме постоплаты. Это требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и становится для компаний малого и среднего бизнеса одним из барьеров для участия в госзакупках.
«В силу большой доли госсектора в ВВП России снятие законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте госзаказа позволит рынку, минимум, удвоиться и достигнуть 4 трлн. рублей уже в перспективе ближайших двух лет»,- рассказывает вице-президент - управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Александр Карелин. По его словам, в зарубежной практике факторинг одинаково эффективный и востребованный МСБ-инструмент как в коммерческом, так и в государственном секторе. Ни в одной европейской стране сегодня не существует подобных законодательных ограничений применения факторинга в области госзаказа.
Российский рынок факторинга в 2016 году составил 2 трлн. рублей, то есть 2,3% ВВП. Средний показатель по Европе – 4%, в странах-лидерах: Португалии, Италии, Великобритании – в разы больше. На малый и средний бизнес в России приходится 20% от всего объема рынка (400 млрд рублей).
По опубликованным в «Коммерсанте» данным компании «Coface Россия», более 80% компаний сталкивается с проблемой просрочек по платежам. Об этом говорят результаты опроса, проведенного во втором полугодии 2016 года среди 300 компаний. Треть опрошенных предпринимателей указала на рост сроков просрочки и намеренную задержку оплаты заказчиками. При этом только треть предприятий использует финансовые инструменты защиты от неплатежей, включая факторинг.
По мнению предпринимателей, отмечается в статье, главная проблема в том, что госкомпании не платят авансов по госконтрактам — это требует от поставщиков серьезных финансовых вложений и фактически становится барьером для участия в госзакупках.
По данным Ассоциации факторинговых компаний, каждый пятый госконтракт нуждается в допфинансировании на время отсрочки платежа — и это съедает не только маржу, но и оборотные средства исполнителей.