Что нового в законодательстве для строительного бизнеса: обзор профильного Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» за апрель
Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству подготовил подборку новых антикризисных мер, ориентированных на поддержание строительного комплекса, реализация которых состоялась в апреле 2025 года. Из нее вы узнаете о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2025 года, о том, что Фонд развития территорий теперь сможет продавать земельные участки обанкротившихся застройщиков без торгов и о многом другом.
Итоги Индекса качества городской среды за 2024 год: среднее значение в регионах России за год увеличилось с 200 до 220 баллов
Подведены итоги Индекса качества городской среды для 1 116 городов за 2024 год. Доля городов с благоприятной средой составила 82,4% – их число достигло 920 и превысило показатель позапрошлого года на 161. Среднее значение по регионам России увеличилось с 200 до 220 баллов. Эти показатели наглядно демонстрируют позитивную динамику и эффективность проведенной работы по улучшению городской среды, увеличению количества зеленых зон, внедрению инновационных решений в проекты благоустройства и повышению доступности среды для маломобильных граждан.
Расчет Индекса качества городской среды проводился Министерством строительства и ЖКХ РФ на основании данных, полученных от регионов, МВД России, Минкультуры России, Роспотребнадзора, Росстата и института развития ДОМ.РФ.
Презентация «Индекс качества городской среды за 2024 год»
Определена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2025 года
Средняя рыночная стоимость определена в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Ее размер составляет, например, по Московской области 150 233 рубля, по Москве 176 764 рубля, по Санкт-Петербургу 165 315 рублей.
Приказ зарегистрирован 01.04.2025 № 81705.
Лучшие проекты по благоустройству, реализованные в 2024 году, включены в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству
Даны разъяснения по вопросу определения сметной стоимости ремонта с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов
Сообщается, в частности, что определение сметной стоимости текущего ремонта с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов (далее — ФРСН), осуществляется по решению заказчика.
Определение сметной стоимости работ по текущему ремонту проектно-сметным методом может выполняться с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, если технология выполняемых при текущем ремонте работ совпадает с технологией, предусмотренной соответствующими сметными нормативами. При этом решение о возможности их использования на текущий ремонт зданий, сооружений принимается заказчиком самостоятельно.
Письмо Минстроя России от 04.04.2025 № 9367-ОГ/09 По вопросам определения сметной стоимости ремонта с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
Документ опубликован не был.
Даны разъяснения по вопросу определения возможного количества человек, одновременно находящихся на объекте, при проектировании гостиниц и гостиничных комплексов
Сообщается, в частности, что в задании на проектирование гостиниц и гостиничных комплексов могут быть отражены дополнительные сведения, например, количество одновременного нахождения людей в здании, исходя из расчетного числа спальных мест для посетителей, с учетом возможности дооборудования дополнительных мест (детские приставные кровати, раскладные кресла и т.п.), количество посадочных мест в ресторанах, кафе, конференц- и других залах, количество мест подобных помещений, предусматривающих скопление людей с целью проведения мероприятий, а также площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в месте их массового пребывания.
Письмо Минстроя России от 04.04.2025 № 19814-СМ/08 О разъяснении положений приказа Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр.
Документ опубликован не был.
Фонд развития территорий сможет продавать земельные участки обанкротившихся застройщиков без торгов
Речь идет о земельных участках с находящимися на них объектами незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями, переданных публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее — Фонд) в рамках дел о банкротстве застройщиков.
Решение о реализации прав на указанное имущество путем продажи субъекту РФ принимается Фондом на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта РФ.
Закреплены случаи, в которых Фонд вправе отказать в реализации прав на имущество путем продажи субъекту РФ. В случае же принятия Фондом положительного решения реализация прав на имущество осуществляется без проведения торгов на основании договора или договоров, заключаемых между Фондом и субъектом РФ. Цена продажи прав на такое имущество определяется на основании отчета оценщика, привлекаемого Фондом.
Предусмотрены особенности распределения денежных средств, полученных от реализации прав на указанное имущество, между Фондом и бюджетом субъекта РФ.
Начало действия документа — 18.04.2025.
Утвержден план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли до 2030 года
План включает в себя мероприятия, направленные на формирование единых подходов определения стоимости строительства, а также мероприятия по совершенствованию сбора информации о ценах и наполнению федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве. Определены сроки их реализации и ответственные исполнители.
«План мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» (утв. Правительством РФ 07.04.2025 № МХ-П49-12165).
Установлен перечень федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, обеспечивающих подготовку проектной документации объекта капитального строительства в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства
Реализован Федеральный закон от 08.08.2024 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Правительство выделило более полумиллиарда рублей на завершение строительства домов в новых регионах
Более 520 млн рублей выделено из резервного фонда кабмина новым регионам на завершение строительства домов, застройщики либо собственники которых не определены.
Средства будут направлены Донецкой Народной Республике и Запорожской области. С их помощью будет завершено строительство многоквартирных домов в Донецке и Мелитополе.
Работа ведётся в рамках государственной программы «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», которая была утверждена Правительством в конце 2023 года. В программе предусмотрены мероприятия по строительству и восстановлению жилья, объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры, развитию социальной сферы и созданию благоприятного инвестиционного климата.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.04.2025 № 885-р
Установлены случаи, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации
Подготовка рабочей документации не требуется, если:
- в соответствии с законодательством РФ для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;
- в соответствии с законодательством РФ не требуется проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации.
Начало действия документа — 20.04.2025.
Утверждены укрупненные нормативы цены строительства
Минстрой России разработал новый национальный стандарт, повышающий безопасную эксплуатацию детских учреждений
Стандарт распространяется на блоки оконные и дверные для детских образовательных организаций и устанавливает дополнительные требования, относящиеся к их конструкции, для увеличения безопасности обучающихся.
Стандарт определяет варианты применения оконных и дверных блоков в зависимости от предназначения различных помещений в зданиях дошкольных и общеобразовательных организаций и вариантов обеспечения безопасности при их эксплуатации. Эти вопросы впервые стали объектом стандартизации в том числе благодаря социальному запросу. Особое внимание в стандарте обращено на системы безопасности для дверных блоков входной группы и их комплектацию.
Документ также распространяется на оконные блоки различных типов: одинарные, спаренные, раздельные, раздельно-спаренные, изготовленные из различных материалов, в том числе в комбинированном исполнении.
Важно отметить, что в стандарте нет требований по разработке новых конструкций оконных и дверных блоков. Положения документа позволяют распределить оконные и дверные блоки по функциональному назначению помещений, где они должны быть установлены, с учетом различных факторов безопасной эксплуатации. Например, в документе определены рекомендуемые варианты применения видов открывания оконных блоков для различных помещений дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.
В стандарте также приведены требования к оконной и дверной фурнитуре, обеспечивающие безопасность использования обучающимися.
Стандарт может применяться как при проектировании новых зданий, так и при реконструкции и ремонте уже существующих помещений образовательных организаций, не завышая при этом стоимость таких работ.
Внесены уточнения в формулу изменения цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства
В некоторые элементы, составляющие данную формулу, включен учет сметной стоимости подрядных работ (включая стоимость оборудования), не относящихся к подготовительным работам (при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых применяются особенности реализации проектов (объектов) с особым статусом).
Начало действия документа — 29.04.2025. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17.04.2025 № 81890.
Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года
Приводятся в том числе индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ.
Индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.
Минстрой России сообщает о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на II квартал 2025 года
По материалам правовых систем и открытых источников
Фото: Freepik