Председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов — о том, чем повышение налоговой нагрузки угрожает малому бизнесу?
Снижение порога для применения упрощенной системы налогообложения до 10 млн может привести к закрытию десятков тысяч малых предприятий. По мнению Председателя Попечительского совета Сергея Борисова, для повышения доходов бюджета стоит использовать другие решения — более справедливые с точки зрения распределения издержек для бизнеса. Читайте авторскую колонку Сергея Борисова специально для Forbes.
Последние два десятилетия государство последовательно создавало условия для развития малого и среднего бизнеса (МСП). В начале 2000-х появилась «упрощенка» — сейчас ее применяют более 70% всего МСП, для индивидуальных предпринимателей в 2010-е годы была придумана патентная система налогообложения, еще более простая в учете, — на данный момент ее используют почти 1,5 млн ИП. В 2018 году появился специальный налоговый режим для самозанятых, который позволил вывести в правовое поле более 14 млн человек.
Больших успехов удалось добиться и в контрольно-надзорной сфере. В 2009 году Генпрокуратура получила полномочие отказывать в согласовании неправомерных внеплановых проверок. Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода и созданию «регуляторной гильотины» удалось убрать тысячи избыточных и несовременных требований, которые обременяли работу малого бизнеса. Этот блок работы в российском правительстве курирует вице-премьер Дмитрий Григоренко, мы видим конкретные результаты — число проверок снизилось в разы.
Внезапный удар
Но сейчас важно не допустить «отката» в реформе. Все положительные изменения в регулировании появлялись на основе диалога представителей бизнеса, гражданского общества и власти. На основе обратной связи от предпринимателей власть создавала такие условия, которые были выгодны всем — бизнес мог развиваться, обеляться, а бюджет получал дополнительные доходы в виде налогов.
И вот появляется инициатива о повышении налоговой нагрузки на малый бизнес через введение обязательного НДС для тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения. Фактически сам термин «упрощенная» теряет смысл. Такой шаг вполне соответствует интересам лоббистов крупного бизнеса — высвободить из сферы предпринимательства дополнительную рабочую силу, которая пойдет на их заводы. А НДС, который придется платить оставшимся предпринимателям, будет приниматься к зачету этими же самыми крупными предприятиями, для которых малый бизнес традиционно служит поставщиком.
Поступивший в Государственную думу проект поправок в Налоговый кодекс не проходил предварительного обсуждения. Единственное широкое обсуждение состоялось в Общественной палате уже после внесения законопроекта в Думу.
Причем инициатива появилась несмотря на неоднократные заявления представителей финансового блока правительства о том, что до 2030 года никаких налоговых изменений не будет. Такой шаг подрывает доверие к гарантиям стабильности условий ведения бизнеса, негативно сказывается на предпринимательских настроениях и бизнес-климате.
Все предприниматели понимают, что для решения задач государства всем нужно «подтянуть ремни», однако увеличение налогов не всегда приводит к росту их собираемости, эффект может быть обратным. Это наглядно показал экономист Артур Лаффер, описавший «кривую Лаффера» — увеличение налоговой ставки первоначально приводит к увеличению бюджетных доходов, но после определенного уровня начинается их снижение.
При этом запланированный существенный рост налоговой нагрузки на малый бизнес происходит на фоне существенных ограничений по привлечению финансовых ресурсов. Ключевая ставка Банка России, призванная быть фактором ускорения развития экономики, совершенно не справляется с этой задачей, не реализуются законные полномочия ЦБ по установлению дифференцированной ставки для приоритетных отраслей.
В августе 2025 года объем просроченной кредиторской задолженности ИП был вдвое выше, чем в августе 2024-го. Ситуация усугубляется высокой дебиторской задолженностью перед МСП со стороны корпоративных заказчиков, в том числе из государственного сектора, которая может достигать года и более. Даже имея необходимые финансовые ресурсы, компании предпочитают держать средства на депозитах.
Параллельно мы видим рост количества неналоговых платежей. Можно вспомнить рост госпошлин, утилизационного сбора на автомобили, обсуждающееся повышение экологических платежей.
В сухом остатке
Что же дает предложенная реформа УСН и снижение порога без НДС до 10 млн рублей? По официальной информации Минфина — этот шаг должен пополнить бюджет на 200 млрд рублей. Но возникает вопрос, захотят ли предприниматели платить. Не будут ли перечеркнуты все достижения правительства по «обелению» отдельных отраслей, в частности общепита?
Разработчики налоговых инициатив не учитывают дополнительные расходы микробизнеса на бухгалтерские услуги и учетные программы, а они по экспертным оценкам составят от 170 млрд рублей в год — исходя из того, что число плательщиков УСН, имеющих годовой доход от 10 млн до 60 млн рублей, достигает 700 000, а минимальная стоимость услуг бухгалтера — специалиста по НДС составляет 20 000–25 000 рублей в месяц. Возникают риски штрафов за ошибки при исчислении и уплате НДС, а ошибки обязательно будут, с этим налогом многие предприниматели никогда не работали. Очевидно, что бухгалтеров — особенно в первое время — будет просто не хватать.
Налоговые инициативы не помогут и восстановлению российского производства. Сейчас производители сталкиваются с тем, что курс валюты занижен и не мотивирует граждан покупать российское. Потенциал роста производительности труда на российских предприятиях, в том числе малого бизнеса, остается нереализованным. Счетная палата оценила влияние профильного нацпроекта на рост производительности труда как практически «нулевое». Потенциал роста на 200%, 300%, 400% — а практика достижения таких результатов на предприятиях есть — остался нереализованным.
В последние годы колоссальный всплеск развитию МСП придали цифровые платформы, выступающие для многих предпринимателей главным каналом сбыта своей продукции. Сейчас это мировой тренд, и в России отрасль электронной торговли одна из самых развитых. При этом налоговые инициативы могут негативно повлиять как на сами МСП, так и на развитие российской платформенной экономики, которая с этим сегментом бизнеса так плотно связана.
Наконец, отмена упрощенной системы задушит предпринимателей, работающих в «медвежьих углах», где, по сути, только микробизнес был поставщиком продуктов и услуг. В отдаленных сельских местностях уже стали закрываться магазины из системы потребительской кооперации и аптеки. По данным Центросоюза России, необходимость уплаты НДС приведет к тому, что из 23 000 магазинов потребительской кооперации может закрыться значительная часть.
Неутешительные прогнозы
«ОПОРА РОССИИ» провела анкетирование около 11 000 предпринимателей. О повышении цен на продукцию и услуги говорят 73,6% опрошенных. Наибольшая доля предпринимателей (27,1%) заявляет о планах существенного повышения цен — на 20% и более. Велика доля пессимистов, планирующих закрыть свой бизнес, — 30,9%. В наибольшей степени это характерно для малого бизнеса Дальнего Востока. О планах по сокращению персонала заявил каждый четвертый предприниматель — 24,9%. Об уходе в тень и планах по использованию схем налоговой оптимизации говорят 29,7% респондентов.
В результате проведенная за последние годы работа по «обелению» сектора МСП, позволившая вывести из тени значительную часть предпринимателей, может быть перечеркнута.
При этом законопроектом не предусматривается никакого переходного периода для вступления в действие новых норм, а ведь быстро адаптироваться к изменениям такого масштаба просто невозможно. Непонятным остается, что делать с контрактами, уже заключенными по старым налоговым условиям.
Результаты опросов бизнеса показывают, что предприниматели готовы проявить гражданскую позицию и заплатить в бюджет временный патриотический сбор, например в размере 1–1,5% от доходов. Если такой сбор уплатят все, это даст дополнительно 400–600 млрд рублей, то есть больше, чем намереваются собрать с микробизнеса. Однако такое решение будет общим, для всех, и ни у кого не возникнет вопросов о желании убрать микробизнес путем недобросовестной конкуренции.
Источник: Forbes