Павел Сигал: "С нынешней ставкой бизнесу будет сложно избежать просрочки"
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Павел Сигал — о политике ЦБ в отношении ключевой ставки в беседе с Известиями.
"Центробанк повысил ключевую ставку в ночь на 16 декабря 2014 года не для того, чтобы сдержать инфляцию, как заявляет, а для того, чтобы сдержать играющих на понижение рубля".
Этими игроками выступили главным образом банки, которые занимают у ЦБ в рублях, покупают валюту, а при скачках курса продают ее с прибылью на рынке, затем снова покупают в определенный момент и т.д. Думаю, когда ЦБ 15 декабря вечером оценил объем заявок от банков на покупку валюты, ему ничего не оставалось, как резко повысить ставку.
Заявок было слишком много и на весьма значительный объем; при ставке же 17% годовых многие банки отказались от покупки валюты, учитывая, что до кризиса стоимость таких заимствований составляла для них в районе 10%.
Однако очевидно, что главным образом ослабление национальной валюты связано с падением цены на нефть. Вчера, например, нефть марки Brent торговалась ниже $49 за баррель. С начала лета 2014 года нефтяные котировки упали уже более чем вдвое. И повышение ключевой ставки зафиксировало рубль лишь на короткое время, после праздников курсы доллара и евро снова пошли вверх.
То есть надолго удержать рубль регулятору не удалось. При этом стоимость кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса (МСБ) из-за повышения ключевой ставки и дефицита пассивов увеличилась с 12–16% годовых до 25–34%. Очень сильно пострадали импортеры (из-за падения рубля тратят на закупку товаров вдвое больше), все отрасли, где комплектующие и услуги оплачиваются в валюте. В результате они были вынуждены поднять цены для потребителей в некоторых случаях на 30–40% при официально декларируемых властями показателях инфляции 5–12%. Пострадали также компании, задействованные в производстве: у них маленькая маржа (3–7%), а заемные средства выросли куда более значительно.
Меньше всего действия ЦБ сказались, например, на металлургах: они получают выручку в валюте, в текущей ситуации это означает рост рублевых доходов.
Каковы итоги? Инфляция растет, зарплаты остаются на предкризисном уровне, что влечет за собой снижение покупательной способности населения. Бизнес, закупающий импортное оборудование, несет издержки или не может проводить закупки в принципе — не на что. И даже взяв кредит в банке под 30%, предприятие МСБ рискует не справиться с расходами. Правительство выделило банкам 1 трлн рублей на поддержку реального сектора экономики, но эти средства получили только крупные банки — с капиталом от 30 млрд рублей. Таких не более 25, и в число их клиентов МСБ по большому счету не входит. В отсутствии средств часть предприятий МСБ закроется, другая переведет бизнес в «серую» зону — перестанет платить налоги, показывать выручку. И сохранение ставки в 17% — это откат в 1990-е, в общем.
Чтобы этого избежать, ЦБ должен снизить ключевую ставку до 12% годовых. Понятно, что удешевление кредитов МСБ на 5 п.п. недостаточно, но сейчас это лучше, чем ничего. Компании МСБ говорят, что готовы занимать у банков максимум под 20–25 % годовых, всё, что выше, — непосильная нагрузка для них. И чем быстрее ЦБ отреагирует на сигналы бизнеса, тем лучше. Но нужно понимать, что если цены на нефть будут ниже $48–55 за баррель, послаблений от Банка России ждать не стоит.
Поэтому предприятиям МСБ в текущих условиях нужно спасать свой бизнес: за счет сокращения издержек, закупки более дешевого сырья и комплектующих, увольнения персонала.
К сожалению, можно ожидать волны банкротств предприятий МСБ, которым всё сложнее будет избежать вероятности выхода на просрочку при действующих кредитных ставках.
Мой совет предприятиям МСБ в условиях кризиса — максимально пытаться удержать и даже развивать свой бизнес, не вкладываться в валюту, не пытаться угнаться за курсами — с этим не угадаешь — и пока не открывать новых бизнесов, упорно работать.
Хочется верить, что МСБ справится с текущим кризисом. Очевидно, что его будет сложнее пережить, чем прошлые потрясения 2008–2010 года: тогда цены на нефть после падения быстро скорректировались, в итоге за это время с рынка ушло не более 5–10 % компаний. В этот кризис их будет однозначно больше.