Особенности маркировки рекламы — комментарий эксперта «ОПОРЫ РОССИИ»
1 сентября начнут действовать штрафы за отсутствие маркировки рекламы в интернете и ее неправильное оформление. Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по рекламе Мария Сидоренко рассказала, что представляет собой маркировка, какие публикации можно не регистрировать в Едином реестре маркировки, а также на что обратить внимание при работе с онлайн-рекламой. Больше — в нашем материале.
Кто и что должен маркировать?
По закону, рекламодатели обязаны маркировать всю интернет-рекламу, которая распространяется на территории РФ, будь то статичные баннеры, видеоролики, гиперссылки, посты и даже QR-коды.
Но маркировать не нужно:
- email-рассылки и push-уведомления;
- рекламу в составе теле- и радиопередач, которую публикуют в интернете без изменений в сравнении с первоисточником;
- социальную рекламу.
Что такое маркировка интернет-рекламы?
Маркировка рекламы – указание обозначения «реклама» на всех видах креативов.
Токен – уникальный идентификационный код, который ОРД присваивает каждому рекламному креативу
Оператор рекламных данных (ОРД) – агрегатор информации об участниках рекламного рынка для передачи в Единый реестр интернет-рекламы
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) – система учета интернет-рекламы, находящаяся в ведении Роскомнадзора
Оператор рекламной системы (ОРС) – сама рекламная сеть, рекламораспространитель (например, ЯндексДирект или ВКонтакте)
Как маркировать интернет-рекламу?
Если рекламная площадка является оператором рекламных данных, креативы размечаются автоматически. Необходимо только создать объявления и затем загрузить в ОРД заполненный отчет.
Если рекламная площадка не является оператором рекламных данных, первым делом нужно зарегистрировать рекламный креатив в личном кабинете любого ОРД, где присваивается токен, с которым можно размещать объявление. По итогам месяца –необходимо загрузить отчет в личный кабинет.
Операторы рекламных данных:
- «Лаборатория разработки» (Сбер);
- «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс);
- «ВК Рекламные технологии» (Вконтакте);
- «ОЗОН ОРД» (Ozon);
- «МедиаСкаут» (МТС);
- «Первый ОРД» (ВымпелКом);
- «ОРД-А» (Амбердата).
Какие данные нужно передать ОРД?
Обо всех участниках рекламной цепочки (рекламодателях, рекламных площадках, агентствах, рекламных системах и фрилансерах)
Обо всех существенных условиях подписанных договоров и актов
О рекламных креативах, такие как идентификатор, описание креатива, целевая ссылка, параметры целевой аудитории и иные данные
О рекламной системе, а именно название и тип площадки, ссылка на нее и информация о владельце площадки
Информация передается ОРД до старта рекламной кампании и исключительно по рекламным материалам с таргетингом на Россию.
Ответственность
Рекламодатель может передавать данные как самостоятельно, так и с помощью подрядчиков. По закону ответственность за корректность переданных данных несет каждый участник рекламной цепочки.
В случае некорректной маркировки рекламы, Роскомнадзор не признает ответственность третьих лиц. Подрядчики, не входящие в цепочку размещения рекламы, не несут ответственность за маркировку.
Штрафы
Нарушение порядка подачи информации в ЕРИР:
- Гражданам – от 10 000 до 30 000 рублей;
- Должностным лицам – от 30 000 до 100 000 рублей;
- Юридическим лицам – от 200 000 до 500 000 рублей.
Нарушение правил размещения маркировки интернет-рекламы:
Гражданам – от 30 000 до 100 000 рублей;
Должностным лицам – от 100 000 до 200 000 рублей;
Юридическим лицам – от 200 000 до 500 000 рублей.
Вопрос – ответ
- Кто увидит информацию о рекламе и где ее посмотреть?
Сторонний наблюдатель не сможет получить доступ к информации о рекламной компании. Участники рекламной цепочки увидят только ту информацию, которая относится исключительно к ним, а полная информация будет доступна только конечному рекламодателю, ФНС, ФАС и Роскомнадзору. Информацию о рекламе можно будет посмотреть на портале «Госуслуги», предварительно авторизовавшись через свой аккаунт.
- Что будет, если допустить сразу несколько нарушений?
В случае, если участники цепочки размещения рекламы допустят сразу несколько нарушений, то штрафы будут суммировать. Так, за размещение 10 рекламных креативов без идентификатора юридическим лицам может грозить штраф до 5 миллионов рублей.
- Как рекламодателю обезопасить себя?
Рекламодатель может полностью снять с себя ответственность за маркировку рекламы, но только если это будет прописано в договоре. Для этого необходимо распределить обязанности сторон и указать в разделе «Ответственность», что за нарушения маркировки ответственность несет распространитель рекламы.