Сергей Голубев: «Необходимо расширять инфраструктуру поддержки людей «серебряного возраста», желающих заниматься предпринимательством»
По статистике, примерно треть россиян после выхода на пенсию продолжает трудиться, а самые активные именно в зрелом возрасте начинают задумываться о собственном деле. Что для этого нужно? С чего начать? Об этом в интервью газете «Московский Комсомолец» рассказывает член Правления «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по социальному предпринимательству Сергей Голубев.
— Сергей Викторович, существует ли статистика успешных бизнес-начинаний людей пенсионного возраста? Или, по крайней мере, проводились ли исследования, оценивающие их интерес к этому направлению?
— К сожалению, таких данных по России ни у кого нет. Специализированных исследований тоже. Мы собираем информацию по крохам.
— Так, может, попросту нет предмета обсуждения? Может, все эти разговоры о «продвинутых» пенсионерах, у которых появляется кураж для дальнейшего развития, но которым в этой связи нужна какая-то поддержка, — очередная популистская фантазия?
— Это ни в коем случае не фантазия. Я очень много бываю в регионах. И, к примеру, на наше недавнее мероприятие в Новотроицке, это моногород в Оренбургской области, пришел человек в возрасте 84 лет! Ему это интересно. Он изобретатель, разбирается в патентном праве. Пожаловался, что жена по поводу его активности над ним подтрунивает. А у него абсолютно ясная голова, здравые идеи и масса энергии. Таких примеров много. Только они не оказываются в фокусе внимания медиа.
— И как же вы помогаете таким людям?
— Мы собираем лучшие практики и популяризируем их. Из последних таких практик могу назвать две. Над темой с красивым названием «серебряный стартап» хорошо работают во Владивостоке: учат пенсионеров, как запустить свой бизнес-проект. Активно работают с потенциальными предпринимателями пенсионного возраста и в Пскове. В первом случае этим занимается некоммерческая организация, во втором — Центр инноваций социальной сферы. Это специализированный элемент инфраструктуры Минэкономразвития на уровне регионов. Такие центры получают государственное финансирование и могут запускать разные программы, в том числе ориентированные на развитие бизнеса пенсионеров.
— Отдельные практики — это, конечно, очень интересно. Но существует ли системный подход к такого рода поддержке?
— Широкой инфраструктуры поддержки людей пожилого возраста, желающих заняться предпринимательством, нет. Вот иллюстрация отношения к этому вопросу. Года два назад общался с социальными работниками на тему, как поддержать пенсионеров, чтобы они могли деньги зарабатывать: позволять себе, например, посещать не социальную парикмахерскую за 300 рублей, а дорогой салон. Чтобы получали удовольствие от жизни. На мою пылкую речь социальные работники ответили: «Не надо их поддерживать, они уже устали, поэтому пусть отдыхают». Я поинтересовался, кого тогда надо поддерживать. И услышал, что взрослых мужиков с ипотекой и двумя детьми — это, оказывается, самая нуждающаяся «целевая аудитория». Это не шутка, такой разговор состоялся в реальности. Он показывает, куда смещен фокус поддержки.
А если вернуться к пенсионерам, то в целях их системного подхода вижу четыре уже готовых инфраструктурных элемента. Во-первых, это центры поддержки предпринимательства, которые есть в каждом регионе. Нужно, чтобы Минэкономразвития России сказало: «Коллеги, поддерживать предпринимателей-пенсионеров — это важно». И они займутся. Во-вторых, это центры занятости, которые сейчас реформируются. Они могли бы трансформироваться, в том числе и в структуру помощи запуска своего дела, в частности, и для людей старшего возраста. Этим площадкам вполне по силам консалтинг, небольшое обучение. В-третьих, это органы социальной защиты. Сейчас раскручивается инструмент так называемого социального контракта, по идее, поддержку можно было бы осуществлять через него. Правда, этот инструмент у нас позиционируется исключительно как инструмент для борьбы с бедностью, но его вполне можно направить и на те цели, которые мы обсуждаем. В-четвертых, обучение и консалтинг можно было бы организовать через университеты третьего возраста, которые сейчас открываются при многих вузах. Моя мама, например, ходит в такой. Им преподают иностранные языки, организуют занятия пилатесом, а вот основы предпринимательства почему-то обошли вниманием.
— Инфраструктурные составляющие поддержки, безусловно, важны. Но все-таки для того, чтобы начать бизнес, более важны другие вещи — квалификация и деньги. Откуда их взять пожилому дебютанту-предпринимателю?
— В предпринимательстве такой проблемы нет. Предприниматель — это человек, который предпринимает. А если он к этому не готов, то он на такую дорогу никогда и не встанет, тем более, будучи в возрасте. Для того чтобы заняться предпринимательской деятельностью, по сути, большие деньги не нужны. Важны не столько средства как таковые, сколько ресурсы: помещение, люди, материалы. Но ведь не обязательно помещение сразу покупать или арендовать. Можно прийти в бизнес-инкубатор, или в библиотеку, или в какое-то еще общественное пространство, договориться и начинать что-то делать. С людьми, а первыми сотрудниками обычно бывают близкие знакомые, можно договориться для начала на один-два бесплатных выхода. Материалы, да, нужно купить. Но для простых проектов они, как правило, доступны.
Какой бизнес, к примеру, чаще всего начинают пожилые женщины? Кто торты печет, кто стрижет, кто вышивает. Нужны ли для этого большие деньги? Не нужны. Нужно какое-то специализированное обучение? Нет. Потому что такого рода бизнес — это, как правило, монетизация хобби. К пенсионерам это относится в первую очередь.
А вот компетенция с точки зрения продвижения товара, безусловно, нужна. Потому что создать хороший продукт — это еще не бизнес, продукт продать надо. Вот пример. На одном из мероприятий дама-пенсионерка, она шьет, демонстрировала свою продукцию. Всех потрясло ее платье «для первого свидания». Обращаюсь к ней: «Так можно же создать целую линию, бренд — «платье первого свидания», «платье первого поцелуя». Красиво, романтично. Понятно, что в данном случае продается эмоция. А дама смотрит на меня со скепсисом и даже с укоризною: «Я универсал, я шью все, от трусов до пальто. А вы мне про какое-то одно платье...». Не понимает, что эта идея легко масштабируется: можно оформить франшизу, и все будут знать, что в конкретной «точке» — и специальное платье можно купить, и получить услуги стилиста, а возможно, и консультацию психолога.
В плане продаж и продвижения компетенции новичкам действительно не хватает. Но такую помощь можно получить и в существующей инфраструктуре поддержки предпринимательства. Плюс есть много бесплатных онлайн-курсов.
Что касается реальных денег, то, например, в моногородах предприниматель может взять кредит под 3,87%, остальное компенсирует федеральный фонд развития моногородов. Власти на это идут: чтобы бывшего рабочего в бизнес вытащить, нужно не одну «морковку» повесить. Там есть гранты социальным предпринимателям — 300–500 тыс. руб. Это как раз подходит для пенсионеров. Если «серебряный предприниматель» запускает бизнес, он, как правило, нанимает своих знакомых, тоже пенсионеров, а это уже социальное предпринимательство.
— Моногородов все-таки в России не так много. А в других регионах таких льгот не получить...
— Проблема по большому счету не в деньгах и не в льготах. Это история про веру в себя, про целеустремленность. Мне рассказывали про пенсионерку из Карелии, которая стала вязать банные веники, благо лес у нее рядом. Так вот, бабушка зарабатывает 100 тыс. рублей в месяц при пенсии в 15 тысяч. А у большинства ее ровесников был бы вопрос: «А что, так можно?». Да, так можно.
У многих людей в возрасте срабатывает советский менталитет: хочется, чтобы все было стабильно и железобетонно предсказуемо. Не хватает информации о реальных историях успеха, которые есть. Не зря в одном из нацпроектов зафиксирована задача популяризации предпринимательства. Ответственные за это организации должны выпускать видеоролики и телесюжеты. И хорошо бы, чтобы их показывали по первому или второму каналу — их как раз смотрят пенсионеры. Даже не нужно в прайм-тайм, утром и днем даже лучше, пожилые люди как раз в это время у телевизоров сидят. Надо, чтобы они узнали и про карельскую бабушку, и про соседа Иван Иваныча, который запустил свой бизнес и у него получилось. Предпринимательство — это вопрос желания и веры в себя. Пробовать надо, хоть и страшно решиться.
— Хорошо: проснулся, понял, что решился попробовать. Куда обращаться «созревшему» пенсионеру?
— В центр поддержки предпринимательства, который есть в городе. Или в отдел предпринимательства, если речь о малом городе. Сказать: «Я хочу запустить бизнес. Проконсультируйте, как мне лучше начать». И они должны проконсультировать.