ru

Новости

10 Февраля 2017

Илья Кривогов: "Россию можно назвать страной моногородов"

Моногорода - это не только российское явление. Но именно в нашей стране населенных пунктов с одним или несколькими градообразующими предприятиями особенно в избытке. На сегодня в России насчитывается 319 моногородов. "Моно" - приговор или возможность? Экспертное мнение генерального директора некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" Ильи Кривогова.

Моногорода – это наследие советской промышленной эпохи, которые представляют из себя достаточно сложную структуру, в которой предприятие и его жители связаны неразрывно. Монотерритории не являются уникальным явлением, присущим только России. Населенные пункты с приставкой «моно» есть во многих странах. Но именно Россию можно называть страной моногородов. В настоящее время таких городов 319 в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации 29 июля 2014 г. № 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». Поскольку градообразующее предприятие одно или их несколько, но одного профиля, как только по каким-то причинам предприятие имеет трудности в работе или идет сокращение производства отрасли действующего предприятия, то существование таких городов находится под угрозой.

Для решения социальных проблем и в целях формирования условий диверсификации экономики этих городов в 2014 году была учреждена некоммерческая организация Фонд развития моногородов. В настоящее время основная миссия фонда - формирование условий для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест в моногородах, а соответственно, снятие социальной напряженности на этих территориях.

Фонд развития моногородов является некоммерческой организацией и действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014 – 2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».

В рамках своего мандата Фонд может оказывать как финансовые, так и не финансовые меры поддержки:

- участвует в софинансировании расходов по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов;

- участвует в финансировании инвестиционных проектов;

- формирует команды, управляющие проектами развития моногородов, и организует их обучение;

- выполняет функции проектного офиса по развитию моногородов.

Для получения средств субъектом Российской Федерации в рамках софинансирования расходов инфраструктура должна предназначаться исключительно для новых инвестиционных проектов, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия. Фонд безвозмездно предоставляет средства бюджету субъекта Российской Федерации (на основе заключенного соглашения) в размере до 95 % от стоимости объектов инфраструктуры с утверждением КПЭ (рабочие места и инвестиции). К рассмотрению могут быть приняты объекты инженерной инфраструктуры такие, как: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а также объекты транспортной инфраструктуры: ж/д и автодороги. Созданные объекты инфраструктуры должны учитываться на балансе субъекта РФ или муниципалитета моногорода.

В моногородах, в которых Фонд участвует в строительстве инфраструктуры Фонд может финансировать инвестиционные проекты путем предоставления процентных займов или входить в капитал компании-инициатора (не более 49%).

Условия участия Фонда в инвестиционных проектах:

• Сумма - от 100 до 1000 млн. руб.

• Процентная ставка - 5 % годовых

• Срок – до 8 лет

• Участие собственными средствами инициатора в проекте - не менее 15%

• Отсрочка по выплате займа - не более 3 лет

• Наличие обеспечения

• Отсутствие зависимости от деятельности градообразующего предприятия.

Дополнительные условия:

У инициатора проекта – юридического лица, резидента РФ должна отсутствовать просроченная задолженность перед бюджетом и фондами, а сам проект должен реализовываться в границах моногорода. Кроме того, реализация проекта должна способствовать привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест в моногороде.

Несмотря на достаточно выгодные условия предоставления займа, существует некоторые ограничения. Участие Фонда в проекте не более 40% от общей стоимости проекта, средства Фонда могут быть направлены только на капитальные вложения.

Как же инициатору заявиться на получение поддержки Фонда для финансирования своего инвестиционного проекта? Убедиться, что между субъектом РФ и Фондом заключено генеральное соглашение и соглашение о софинансировании инфраструктуры в моногороде, в котором планируется реализация инвестиционного проекта. Подготовить комплект документов в соответствии с Методическими указаниями для участия в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации с использованием средств Фонда. Направить в Фонд заявку с приложением комплекта документов в соответствии с пунктом 3 Методических указаний.

В свою очередь Фонд в срок не более 65 рабочих дней проводит предварительную и комплексную оценку инвестиционного проекта и принимает решение о целесообразности участия Фонда в финансировании инвестиционного проекта. В случае положительного решения Фонд и инициатор заключают соглашение об участии в реализации инвестиционного проекта.

Хотелось бы обратить внимание, что существуют ограничения по видам деятельности инициатора. Деятельность Инициатора проекта не должна относится к какому-либо из следующих видов деятельности (ОКВЭД): охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях (подкласс 01.7 класса 01 раздела А); производство табачных изделий (класс 12 раздела С); производство алкогольной продукции (подклассы 11.01, 11.02, 11.03, 11.04, 11.05 класса 11 раздела С); торговля оптовая и розничная (подклассы 45.1, 45.3 класса 45, класс 46, 47 раздела G), кроме торговли товарами собственного производства; деятельность финансовая и страховая (раздел К); государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (раздел О); игорный бизнес (класс 92 раздела R); деятельность общественных организаций (класс 94 раздела S); деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления (раздел T); деятельность экстерриториальных организаций и органов (раздел U).

В качестве обеспечения предприниматель может предоставить различные варианты залога: оборудование, включая приобретаемое в рамках проекта, земельные участки и объекты недвижимости на них, доли ООО или акций АО (в зависимости от капитализации компании и рисков по проекту), поручительство АО «Корпорация МСП» (до 75% от размера займа) – если Инициатор проекта является субъектом МСП, банковскую гарантию, государственную гарантию субъекта РФ, имущество из залогового фонда субъекта РФ.

Залоговая стоимость имущества должна составлять не менее суммы займа с учетом процентов за 6 месяцев. Отсрочка по погашению процентов по займу не предоставляется.

Размер участия инициатора собственными средствами в проекте может включать в себя: ранее осуществленные затраты в инвестиционный проект, произведенные инициатором и имеющие документальное подтверждение, осуществленные затраты в инвестиционный проект, произведенные учредителем или конечным бенефициаром и имеющие документальное подтверждение, средства, вносимые инициатором или учредителями в период инвестиционной фазы проекта.

При формировании пакета документов для подачи заявки в Фонд обязательно в наличии должна быть проектно-сметная документация, пройдена экспертиза проекта и получено заключение государственной экспертизы, подтверждающей достоверность сметной стоимости проекта в соответствии со сводным сметным расчетом.

Хотелось бы остановиться на удачных кейсах взаимодействия Фонда с регионом и муниципалитетом. В селе Маячный городского округа Кумертау ведется строительство маслоэкстракционного завода. В рамках реализации этого проекта было заключено соглашение о софинансировании расходов Республики Башкортостан в целях реализации мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в городском округе Кумертау, в частности Фонд предоставил средств в объеме 302,85 млн руб. для строительства очистных сооружений, реконструкции автодороги и железнодорожных путей, наружных инженерных сетей. Одним из обязательных условий получения средств Фонда является прохождение командой моногорода обучения по программе Фонда. Управленческая команда из Кумертау прошла такое обучение в 2016 году. В рамках Проектного офиса г.о.г. Кумертау является «городом-пилотом», в отношении которого разработана программа развития. Заключено соглашение об участии в финансировании инвестиционного проекта в форме займа в размере 1,0 млрд. руб. под 5 % годовых на срок 8 лет. Город получил статус ТОСЭР. Заявленные целевые показатели к 2020 году: 520 рабочих мест, 4 313 млн.руб. объем привлеченных инвестиций.

Проект «Развитие Камского Индустриального парка «Мастер» в городе Набережные Челны Республики Татарстан». Фондом заключено соглашение о софинансировании расходов Республики Татарстан в целях реализации мероприятий по строительству объектов инфраструктуры в г. Набережные Челны: предоставление средств Фонда в объеме 605,4 млн. руб. с целью создания дорожной инфраструктуры общего пользования (инфраструктура введена 30 июня 2016г). Управленческая команда по развитию г. Набережные Челны (включая представителей инициатора проекта) прошла обучение по программе ФРМ в Московской школе управления СКОЛКОВО. Заключено соглашение об участии в финансировании инвестиционного проекта в форме займа в размере 898,1 млн. руб. под 5 % годовых на срок 8 лет. Городом получен статус ТОСЭР. Заявленные целевые показатели к 2020 году: 1 425 рабочих мест, 2 245 млн.руб.объем привлеченных инвестиций

К сожалению, решить все проблемы моногородов за год или два невозможно. Поэтому и была разработана государственная программа «Комплексное развитие моногородов», которая была утверждена Правительством Российской Федерации как приоритетное направление. В соответствии с которой собраны все меры государственной поддержки как финансовые, так нефинансовые для развития монопрофильных территорий. Но никакие меры поддержки не будут эффективно реализованы без самоорганизации общества, которое государство поддерживает. Чрезвычайно важным представляется формирование конструктивно и активно настроенной позиции местного сообщества, готового к созданию нового качества жизни. Чтобы люди могли и хотели достойно жить, нужно уважать их мнение и, соответственно, выстраивать каналы, транслирующие их интересы. Для этого Фонд совместно с КБ «Стрелка» был запущен проект «5 шагов благоустройства», в соответствии с которым жители городов сами выдвигают идеи по благоустройству местных территорий и созданию комфортной среды для проживания.

Успех реализации приоритетной программы – в развитии новых точек роста не только в крупных городах, но и в моногородах.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»