ru

Новости

23 Июля 2025

Бизнес стал чаще оспаривать решения контрольных органов через «Госуслуги»

Более 32 000 обращений за первое полугодие направили бизнес и некоммерческие организации (НКО) через сервис досудебного обжалования на портале «Госуслуги» — он дает возможность оспорить решения контрольных органов без судебных разбирательств. Это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период предшествующего года, сообщил «Ведомостям» представитель аппарата вице-премьера — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко.


Большая часть обращений связана с ходатайствами о продлении срока, который дается контрольным органом для устранения выявленных нарушений (15 130 за первое полугодие по сравнению с 10 407 за аналогичный период прошлого года). Еще 13 018 заявок были связаны с возражениями бизнеса на выданные предостережения (новое основание для подачи жалобы, которое появилось в декабре 2024 г.). На третьем месте по числу обращений — жалобы на контрольно-надзорную деятельность. Всего их было 3331 в первом полугодии, что сопоставимо с заявками первой половины прошлого года. Из них превалируют обращения (порядка 44%) по основанию «Несогласие с назначенными мерами».

Процедура досудебного обжалования носит обязательный характер. Если предприниматель останется не удовлетворен решением, то он имеет право обратиться в суд. По итогам 2024 г. в судах было обжаловано 484 решения, почти каждое пятое отменено, сообщили в аппарате Григоренко. При этом законодательство предусматривает возможность обжалования как решений проверяющих, так и присвоенной категории риска. Средний срок рассмотрения обращений сократился с 10,5 дня в первом полугодии 2024 г. до 7,7 дня за шесть месяцев 2025 г., сообщили в аппарате.

«Мы развиваем функционал сервиса досудебного обжалования, расширяем спектр проблем, которые бизнес и некоммерческие организации могут прийти и через него решить. Теперь сервис охватывает все возможные случаи обжалования в отношении федеральных и региональных видов контроля», — отметил Григоренко (его слова «Ведомостям» передал представитель). Для правительства это возможность системно анализировать жалобы и прицельно улучшать работу контролеров. При нормативном сроке 15 дней в среднем жалобы рассматриваются за восемь дней, «т. е. сервис досудебного обжалования не только избавляет заявителей от всей этой судебной волокиты, но и сильно экономит время», подчеркнул вице-премьер.

С июня 2025 г. в сервис досудебного обжалования добавлены два новых основания для подачи жалобы. В частности, это несогласие с предписанием, выданным по результатам мероприятия без взаимодействия с контролирующим органом, а также оспаривание предписания по итогам проведения специального режима (к ним относятся мониторинг, постоянный государственный контроль, постоянный рейд). Помимо этого основанием для подачи обращения может стать в том числе нарушение процедуры проведения проверки или обязательного профилактического визита, несогласие с нарушениями, вынесенными в акте проверки, оспаривание действий должностного лица, назначенных мер или принятых контрольным органом решений. Также бизнес может обжаловать присвоенную категорию риска объекта (например, чрезвычайно высокий и высокий риск, для которых проводятся проверки). За полугодие таких обращений было 393.

В прошлом году вице-премьер отмечал, что правительство прорабатывает вопрос замены плановых проверок бизнеса обязательными профилактическими визитами для объектов контроля с низким риском. Сейчас, по данным правительства, число проверок находится на историческом минимуме. В частности, в 2024 г. было проведено 312 000 проверок по сравнению с 340 000 в 2023 г., сообщал ранее Григоренко.

Как изменились подходы

Такой рост востребованности сервиса досудебного обжалования связан со значимыми изменениями в подходах к разрешению споров между бизнесом, НКО и контролирующими органами, отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Глобально это явление можно рассматривать в контексте общей цифровизации госуслуг, добавляет он. Эффективность инструмента высока, поскольку он позволяет избежать длительных судебных разбирательств, предусмотренных гражданским законодательством, говорит юрист. По словам Жарского, столь заметное сокращение сроков рассмотрения делает его более оперативным. Если тенденция сохранится, это может сделать сервис еще более привлекательным, потенциально снижая нагрузку на суды и стимулируя профилактику споров, говорит юрист.

Сервис досудебного обжалования действительно становится эффективным каналом диалога между бизнесом и властью, позволяя разрешать спорные ситуации без обращения в суд, что экономит время и ресурсы предпринимателей, отмечает руководитель Экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева. Кроме того, рост обращений может свидетельствовать о возросшей ответственности бизнеса, который не готов мириться с необоснованными решениями, даже если они не связаны с санкциями, и активно отстаивает свои права.

Досудебное обжалование — это удобно, быстро и бесплатно, тогда как судебное обращение требует временных и финансовых затрат, отмечает заместитель Исполнительного директора «ОПОРЫ РОССИИ» Иван Ефременков. Кроме того, рост цифр по досудебному обжалованию связан с постоянным расширением сфер разрешительной и контрольной деятельности, по которым досудебное обжалование становится обязательным.

Основные обращения — ходатайства и возражения на предостережения — указывают на значительный рост профилактических визитов со стороны контролирующих органов, говорит Авдеева. Таким образом, фокус контрольной деятельности смещается в сторону предупредительных мер, говорит она. В то же время возражения на предостережения говорят о частых случаях, когда бизнес оспаривает предупреждения от органов, считая их необоснованными или преждевременными, что может свидетельствовать о проблемах с прозрачностью и объективностью надзора, говорит Жарский.

Сейчас найден баланс между контролем безопасности (за соблюдением обязательных требований) и предпринимательской деятельностью, свободной от избыточного административного давления, считает Ефременков. Этого удалось добиться за счет цифровизации контрольной деятельности, введения риск-ориентированного подхода, замены проверок профилактическими мероприятиями, добавляет он.

В то же время бизнес отмечает рост налоговых проверок, говорит Авдеева. Увеличение числа таких проверок и средних сумм доначислений связано с совершенствованием механизмов выявления налоговых нарушений, считает она. Зачастую это касается так называемого бумажного НДС.

Источник: Ведомости
Фото: Максим Стулов / Ведомости

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»