ru

Новости

30 Сентября 2022

Меры борьбы с контрафактом в условиях развития евразийской интеграции рассмотрели на форуме «Антиконтрафакт» в Бишкеке

Новые векторы развития евразийского законодательства в области интеллектуальной собственности, национальный и региональный принципы исчерпания прав интеллектуальной собственности, таможенное регулирование в странах ЕАЭС обсудили участники одной из сессий в рамках X Международного форума «Антиконтрафакт», который завершился в Бишкеке. Дискуссия прошла под названием «Меры борьбы с контрафактом в условиях развития евразийской интеграции» и модераторством Вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ», председателя Общественного совета при Федеральной службе по интеллектуальной собственности Натальи Золотых.


Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», открывшая дискуссию, отметила, что форум проходит под слоганом «Новые вызовы — новые механизмы борьбы с контрафактом». «Не сомневаюсь, что именно изменения, которые происходят в условиях развития евразийской системы, дают стимулы к формированию новых, адекватных по отношению к современным вызовам механизмов защиты интеллектуальной собственности. Проблему, которую будем исследовать, предстоит изучить с различных сторон — правовой, экономической, финансовой. Попытаемся выяснить, что мешает развитию интеграции, предпринимательства, эффективной борьбе с контрафактом в условиях развития евразийской интеграции», — подчеркнула Наталья Золотых.

Участвовавшая в форуме заместитель директора Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нуржамал Ильясова отметила, что вопросы борьбы с контрафактной продукцией постоянно обсуждаются на площадке ЕЭК. В рамках Евразийского экономического союза есть механизм координации деятельности уполномоченных органов государств-членов по формированию единообразной правоприменительной практики, а также выработки предложений по совершенствованию мер, которые принимаются уполномоченными органами по борьбе с контрафактом. В ЕАЭС сформирована нормативно-правовая база по вопросу функционирования единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Все нормативно-правовые акты уже разработаны, сейчас идет доработка национальных информационных систем, чтобы таможенные органы могли подключиться к системе и единый таможенный реестр заработал. По словам спикера, с начала функционирования этого инструмента ожидается увеличение случаев пресечения правонарушений таможенными органами при перемещении товаров через границу.

Наталья Золотых отметила, что евразийская патентная система активно развивается, наряду с охраной в качестве единого патента изобретений появляются промышленные образцы, обсуждается возможность распространения охраны на товарные знаки. «Очевидно, что встает вопрос о необходимости формирования надлежащих механизмов, связанных с защитой единых объектов интеллектуальной собственности», — добавила модератор.

Начальник Управления экспертизы Евразийского патентного ведомства (ЕПВ) Сергей Аверкиев основным инструментом борьбы с контрафактной продукцией назвал регистрацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, лежащие в основе или индивидуализирующие продукты, товарооборот которых может выйти за рамки легитимного поля. «За получением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности можно обращаться к национальным регистраторам. Но есть и наднациональный механизм, позволяющий получать региональную патентную защиту. Почти 30 лет ЕПВ осуществляет на основании Европейской патентной конвенции экспертизу выдачи единого евразийского патента на изобретения, который действует на территории 8 государств — 5 стран-участниц ЕАЭС и Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан», — сказал спикер.

В свою очередь, начальник отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы РФ Александр Шихранов рассказал об основных инструментах таможенных органов — реестре объектов интеллектуальной собственности и контроле. Реестр является госуслугой, предоставляемой в виде личного кабинета участника ВЭД на сайте ФТС, где создан сервис правообладателя, который может подать заявление с использованием цифровой подписи. Ранее он был доступен юрлицам и ИП, а с 1 апреля — и физлицам. Как отметил эксперт, программа цифровой трансформации ФТС предусматривает автоматизацию процесса выявления контрафакта: установлены показатели, чтобы информационная система подсказывала пользователям о том, что перемещаемый товар обладает признаками нарушения прав правообладателя, автоматически производятся сверки данных из таможенных документов. Спикер подчеркнул, что информационная система ФТС готова к проведению тестирования и подключению к сервисам, разработанным ЕЭК.

Патентный поверенный, доцент Высшей школы экономики, компания патентных поверенных «Транстехнология» Анна Курапова подробно остановилась на теме национального и регионального принципов исчерпания прав интеллектуальной собственности. Она отметила, что до недавнего времени на территории РФ и других стран ЕАЭС действовал национальный принцип. В условиях санкций были введены правительственные акты, ими внесены определенные ограничения в 4 ч. Гражданского кодекса РФ, приостановлено действие двух норм ГК — п. 6 ст. 1359 и ст. 1383. Правовыми актами Правительства РФ был утвержден перечень товаров, ввозить которые можно без согласия правообладателя (содержит более 50 групп товаров).

«Ограничения закрепили международный принцип исчерпания исключительных прав. По нашему мнению, они создают правовую неопределенность и способствуют росту контрафакта», — подчеркнула эксперт. Она отметила, что Россия не может реализовать международный принцип, когда в условиях единого таможенного пространства действует национальный. Кроме того, в РФ отсутствуют понятия «параллельный импорт», «уполномоченные экспортеры», «уполномоченные импортеры», нет ясности по срокам, на которые приостановлены положения. «Говорят, это временно. Но это риски для бизнеса, так как срок давности по нарушениям интеллектуальных прав ограничен тремя годами и не ограничен при длящихся нарушениях на объекты интеллектуальной собственности. Помимо этого, ограничения не коррелируются с таможенным реестром, поскольку в него вносятся товарные знаки, НПТ, ГУ, объекты авторского права, а объекты патентного права не вносятся. Назрела необходимость введения регионального принципа исчерпания исключительных прав», — констатировала Курапова.

В завершение мероприятия Наталья Золотых отметила: «Несмотря на то что в законодательство вносятся изменения, оно совершенствуется, процесс очень глубокий. Он нуждается в прояснении, поскольку работать в условиях правовой неопределенности предпринимателям сложно».

Фото: Кыргызпатент

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»