Максим Третьяков: «Позитивны любые мероприятия, расширяющие рынки сбыта»
Максим Третьяков более десяти лет руководит предприятием, выпускающим кабельную продукцию, – ЗАО «Москабельмет». Производственная деятельность эксперта подкреплена научной базой – степенью кандидата экономических наук, работой в Международной ассоциации «Электрокабель» (член правления), Комиссии по кабельной промышленности (председатель) и Комитете по промышленности «ОПОРЫ РОССИ». Беседа посвящена ситуации в отрасли.
– Максим Владимирович, какова на сегодняшний день ситуация в отрасли, которую вы представляете?
– Мы работаем в кабельно-проводниковой отрасли уже более 20 лет, выпускаем медную катанку – сырье для производства кабеля и проводов. В России насчитывается более 2000 предприятий, производящих кабельную продукцию, их них 56 являются достаточно крупными и способны производить практически всю номенклатуру КПП. Исключение составляют силовые кабели для подводной прокладки, но и данный тип кабеля мог бы быть запущен в производство при наличии стабильного спроса в России.
Импорт кабеля в Россию незначителен, как, впрочем, и экспорт. Основные рынки сбыта российского кабеля – страны ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия) и развивающиеся страны, такие как Вьетнам, Монголия и другие. Препятствием для выхода на рынки развитых стран, в первую очередь Европейского Союза, являются не качество или цена российского кабеля, а наличие нетарифных барьеров ограничения нашего экспорта, ставящие местных производителей в преимущественное положение.
Кабель является классическим инвестиционным товаром, и мы как отрасль сильно зависим от темпов роста отечественной экономики. В последние годы темы роста упали, это привело к снижению спроса на кабельно-проводниковую продукцию. Охлаждение рынка проявилось уже в начале 2013 года. Западные санкции имели разнонаправленное воздействие на отрасль. С одной стороны, падение реальных располагаемых доходов россиян сказалось на спаде продаж кабеля строительной отрасли и населению, с другой стороны, с помощью государства удалось серьезно сократить долю импортной продукции, прежде всего, с Украины. Также повысился спрос на кабель со стороны предприятий ВПК.
Основной проблемой отрасли сегодня является избыток производственных мощностей, что в условиях стагнирующего или падающего спроса приводит к ожесточенной ценовой конкуренции и падению маржинальности выпускаемой продукции. Кабельщики оказались «зажаты» между немногочисленными мощными производителями сырья (УГМК, Русал, Норильский Никель) и не менее крупными и мощными покупателями готовой продукции (Ростелеком, Россети, Росатом, РЖД, нефтяным компаниями). Многочисленные производители однотипной кабельной продукции вынуждены «играть на понижение цены» на тендерах, проводимых инфраструктурными монополиями, компаниями с государственным участием и просто очень крупными покупателями. В итоге, победитель тендера вынужден поставлять кабель по цене ниже себестоимости и с колоссальной отсрочкой платежа от 90 до 180 дней.
Таким образом, отрасль работает с минимальной рентабельностью и с привлечением заемного банковского финансирования, так как собственные оборотные средства растворились в расчетах с покупателями и поставщиками сырья. Выходов из сложившейся ситуации отрасль видит в консолидации производства и в сокращении количества игроков. Однако локомотивов данного процесса пока не видно, поскольку иностранные производители пока не готовы к масштабным вложениям в российские кабельные производства, отечественные игроки слишком малы и многочисленны, чтобы переварить конкурентов, а крупные российские монополии не видят смысла вкладывать капитал в столь низко маржинальную отрасль.
– Наряду с перечисленными проблемами отрасли существуют ли в ней какие-либо достижения?
– В настоящее время у нас активно ведется работа по импортозамещению, главным образом, современных видов изоляционных материалов. Из достижений необходимо отметить наш научно-технический потенциал. Российские кабельщики обладают всем необходимым современным оборудованием, квалифицированным персоналом и компетенциями для выпуска любой кабельно-проводниковой продукции, соответствующей мировым стандартам. В последние десять лет отрасль закупала новейшее оборудование, и в настоящий момент уровень технического вооружения среднестатистического кабельного завода, за редким исключением, соответствует западным аналогам или даже превосходит их.
Кроме того, достижение в нашей сфере, которое я считаю необходимым отметить, – запуск масштабной программы борьбы с фальсифицированной продукцией «Кабель без опасности». В рамках данной инициативы объединились производители и крупные торговцы кабельной продукцией. Основная цель программы – прекратить производство и торговлю кабелем, не соответствующим принятым стандартам. «Творческие» методы удешевления кабеля – занижение сечения токопроводящей жилы, использование некачественных материалов, заниженная толщина изоляции и прочее – привели к тому, что кабель стал не просто низкокачественным продуктом, но и источником пожарной опасности. И если крупные потребители смогли наладить систему входного контроля качества, то население, приобретающее кабель на строительных рынках у мелких торговцев, стало основной жертвой обмана и группой риска. С 1 июля 2016 года по соглашению, подписанному крупными производителями и торговцами, кабель, не соответствующий стандартам, не может быть произведен и продан, а остатки фальсифицированной продукции на складах торговцев должны быть утилизированы. За прошедшие полгода фальсификат не удалось полностью убрать, но его количество на рынке удалось заметно снизить, и это можно считать очевидным успехов программы, в которую на первых порах мало кто верил.
– Можно ли отметить важные для отрасли достижения, полученные в рамках деятельности общественных организаций?
– Комиссия по кабельной промышленности «ОПОРЫ РОССИИ» занималась несколькими значимыми для отрасли вопросами: сокращением срока возмещения НДС по экспорту, выстраиванием равноправных отношений с крупными потребителями кабельной продукции, возвратом НДС на лом и отходы цветных металлов. По первым двум вопросам произошли некоторые подвижки в пользу производителя. Правительство приняло нормативные акты по поддержке несырьевого экспорта, разрешающие экспортеру заявить вычеты по НДС в момент, когда принимаются на учет товары, использованные в производстве, и получены счет-фактуры. До этого решения экспортер принимал НДС к вычету в последний день квартала, в который собраны документы по нулевой ставке, то есть, таможенная декларация, копии транспортных и товаросопроводительных документов. Фактически сокращение сроков возврата составило 180 дней.
– Какие задачи необходимо решить, чтобы улучшить ситуацию в отрасли и промышленности?
– На мой взгляд, основная проблема нашей отрасли, как и промышленности в целом – это отсутствие емких рынков сбыта продукции. Поэтому любые мероприятия, расширяющие рынки сбыта, позитивно скажутся на отрасли. Во-первых, это стимулирование экспорта: дальнейшее ускорение сроков возврата НДС, поддержка сертификации на внешних рынках, обеспечения признания отечественных сертификатов, слом нетарифных барьеров для российского экспорта. Во-вторых, это защита внутреннего рынка: максимально возможное сокращение доли импортной продукции, защита от недобросовестного экспорта стран ЕАЗС, последовательное директивное повышение уровня локализации сборочных производств, безусловный приоритет ответственного производителя при государственных закупках и закупках крупных компаний, стимулирование импортозамещения в смежных отраслях, обеспечивающих сырье и материалы. В-третьих, стимулирование углубления переработки сырья за счет увеличения налоговой нагрузки на экспорт сырья через экспортные пошлины. И в-четвертых, создание равных условий конкуренции, устранение конкурентных преимуществ, получаемых за счет недоплаты налогов и сборов отдельными хозяйствующими субъектами, ужесточение налогового администрирования в этой части.