"Огонёк". Екатерина Сойак: "Во франчайзинге ниже риск"
— В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас пребывает сегмент малого и среднего предпринимательства в России?
— В стране сейчас около 5 млн малых и средних предприятий, и в последние 2-3 года рост этого показателя замедлился. Для исправления ситуации первым делом необходимо дать малому бизнесу доступное кредитование. Сейчас банки по разным причинам отказывают предпринимателям в кредитах, и на открытие собственного дела люди вынуждены занимать у знакомых. Вторая основная проблема в том, что у нас не очень высокая предпринимательская культура. Чаще всего, открывая дело, наш человек гонится за сиюминутной выгодой: главное — сейчас заработать, а дальше будь что будет. Но чтобы быть успешным, бизнес требует иного подхода владельца к работе и клиентам.
В целом, если бы не частые экономические встряски, то любой бизнес, в том числе и малый, развивался бы у нас бодрее. До 2008 года предприятия росли как на дрожжах, а потом резко случился кризис, и поскольку у большинства наших компаний стратегия развития краткосрочная, то очень многие закрылись.
— А может ли франчайзинг стать драйвером роста малого бизнеса в нашей стране?
— Развитие франчайзинга однозначно может положительно сказаться на росте числа малых и средних предприятий в России. Франчайзинг максимально упрощает задачу для потенциального предпринимателя, предоставляя ему массу вариантов уже готового, стабильно работающего бизнеса. Будущему бизнесмену не приходится изобретать велосипед, нужно просто следовать примеру франчайзера, который уже столкнулся со всеми возможными проблемами на этапе построения бизнеса и знает, как их решать. Все, что остается сделать,— найти деньги.
Кроме того, во франчайзинге значительно ниже риск банкротства, нежели в бизнесе с нуля, что важно в наших экономических условиях. И сейчас люди все чаще предпочитают покупать франшизу, нежели экспериментировать на собственных идеях.
Компания EMTG 15 лет старается донести до правительства информацию о пользе франчайзинга. Какие-то подвижки есть, но глобально пока ничего не меняется, несмотря на то, что первые лица государства говорят о необходимости улучшать качество и количество малых предприятий. Франчайзинг — оптимальный инструмент для этого. Он во всех странах доказал свою экономическую пользу. Франчайзинг хорош и тем, что франчайзи вынуждены работать по-белому, а это дополнительные налоговые вливания в бюджет.
— Сколько в среднем стоит открыть бизнес по франшизе?
— Здесь все зависит от сегмента. Например, на рынке есть предложение по открытию мини-фабрик мороженого, где маржинальность бизнеса составляет 1000 процентов, а необходимые инвестиции укладываются в 1 млн рублей. В сфере общепита или услуг встречаются франшизы от 350 тысяч рублей за вход. Наиболее дорогой — гостиничный бизнес: стоимость открытия отеля по франшизе может достигать 800 млн рублей. Стоимость входа в розничную торговлю составляет примерно 5-15 млн рублей, однако сроки окупаемости в этом сегменте довольно большие. Так, один крупный европейский ритейлер берет за свою франшизу паушальный взнос суммой более 6 млн рублей и обещает, что окупаемость наступит на седьмой год. Сфера услуг подешевле — инвестиции начинаются от 1,5 млн и до 10 млн рублей в зависимости от формата предприятия. В ресторанном сегменте вложения начинаются от 5 млн рублей, средние вложения составляют 10 млн, и до 25 млн рублей нужно отдать за открытие хорошего раскрученного ресторана либо кафе.
— На что стоит обратить внимание, открывая бизнес по франшизе?
— На нашем рынке сейчас появилось много если не липовых, то просто слабых франшиз зачастую без каких-либо стандартов и системных подходов. Франчайзи порой не понимает, что именно покупает, соблазнившись низкими инвестициями при входе в бизнес. А нужно не стесняться, не лениться, а потратить время и узнавать все о франчайзере, о его концепции, максимально получить всю информацию о франшизе из разных источников и обязательно общаться с действующими франчайзи. Если по какой-то причине франчайзер не дает список действующих франчайзи, стоит поискать что-то другое.
— Какие франшизы сегодня наиболее востребованы?
— В Москве и Санкт-Петербурге в последние 2-3 года наблюдается спрос на мужские барбершопы. В регионах активно развивается детский сегмент. Востребованы частные детские сады, развлекательные центры для ребятишек, языковые курсы, магазины игрушек и т.п. В ряде регионов набирают популярность малые форматы кофе навынос. Появляются новые концепции в сегменте услуг — мойки самообслуживания, интересные проекты, связанные с IT-технологиями.
Традиционно в авангарде сфера общепита. Востребован фастфуд, но сейчас предпочтение отдают модным заведениям — авторским бургерным, которые производят вкусный и здоровый продукт и завлекают клиентов на интересные дизайнерские решения: такие заведения не назовешь забегаловкой. Это тоже тренд последних двух лет, но опять же скорее для Москвы и Питера.
— В июне вы планируете провести Международную выставку франшиз BUYBRAND Transcaucasia в Грузии. Расскажите подробнее о мероприятии.
— Этот масштабный проект рассчитан на все Закавказье. Азербайджан — привлекательный для франчайзеров развивающийся рынок. Также в Армении и Грузии сейчас уделяют большое внимание развитию малого и среднего предпринимательства. Тема франчайзинга для них достаточно нова, и наша выставка может оказать положительное влияние на развитие бизнеса в этих странах. На выставке будут присутствовать российские, американские и европейские франчайзеры. Это наш первый международный проект подобного рода. Уверена, что мероприятие произведет фурор, ведь раньше ничего подобного в странах Закавказья не было.
Беседовала Кира Васильева
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3269029