Энергетика на грани: новые тарифы угрожают экономике
Министерство энергетики полагает, что нашло способ борьбы с перекрестным субсидированием – таким решением должна стать дифференциация тарифов Федеральной сетевой компании и введение платы за электросетевой резерв. Это предложение, однако, вызвало массу нареканий со стороны других ведомств и бизнеса, опасающихся, что необдуманные меры приведут к экономическому спаду и глобальным проблемам в отрасли.
В сентябре 2019 года Министерство энергетики внесло в правительство проект закона о дифференциации тарифов Федеральной сетевой компании. Ведомство предлагает повысить тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям ФСК, таким образом рассчитывая перераспределить часть перекрестного субсидирования (то есть компенсации низкого тарифа для населения) между всеми группами потребителей. Фактически, тариф будет еще больше увеличен для энергоемких компаний, в себестоимости продукции которых этот фактор уже сегодня достигает от 5% до 40%. В Минэнерго, между тем, указывают, что тариф ФСК в настоящее время ниже, и по этой причине все потребители, включая небольших, идут к ФСК.
Перекрестное субсидирование, с которым до сих пор пытаются бороться власти страны разных уровней, появилось в России в 1990-х годах – эта мера была введена как временная в условиях перехода к рыночной экономике.
Переход давно завершился, а проблема осталась, и ее, безусловно, необходимо решать – по словам президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина, объем перекрестного субсидирования, которое ложится на «плечи» промышленников, составляет около 320 млрд рублей в год.
Однако эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», а также компетентные ведомства, отнюдь не уверены в эффективности предлагаемых Минэнерго мер – как для сокращения объемов перекрестного субсидирования, так и в целях снижения платы за передачу энергии.
Многие ведомства также отрицательно отреагировали на предложение Минэнерго по дифференциации тарифов. Минэкономики отказалось дать комментарий на этот счет, однако в августе 2019 года ведомство подготовило для тогдашнего вице-премьера Антона Силуанова анализ социально-экономических последствий предполагаемых мер в области энергетики (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
В документе содержатся и позиции других ведомств – например, ФАС и Минпромторга, хотя оперативный комментарий у них получить не удалось. В Минпромторге, в частности, подсчитали, что в случае принятия предложений Минэнерго прирост платежей потребителей составит, по меньшей мере, 138 млрд. рублей, что приведет к снижению физического объема промышленного производства на 0,5 п.п. Рост стоимости промышленной продукции при этом оценивается в 5-9%.
Опасения различных ведомств и промышленности не оставил без внимания вице-премьер Юрий Борисов, который теперь курирует электроэнергетику в правительстве вместо Дмитрия Козака. Как рассказал «Газете.Ru» президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин, на совещании 10 февраля зампред правительства поручил создать рабочую группу под руководством Минэкономики и ФАС и до конца февраля оценить влияние дифференциации тарифов на экономику России – в частности, потому что расчеты Минэнерго не совпадали с расчетами ФАС.
«Вице-премьер поручил показать, у кого и на сколько уменьшится плата за электроэнергию, если будет принято решение о дифференциации тарифов. Поэтому он попросил сделать такие расчеты и вернуться к этой теме 1 марта. Но все говорят о том, что без решения вопроса перекрестного субсидирования населения ситуация не изменится. Еще 7 или 6 лет назад объем «перекрестки» составлял 150 млрд рублей, сегодня это уже 320 млрд рублей, и ситуация будет только усугубляться – энергопотребление у населения растет, люди покупают больше техники, а потребление промышленности падает», — отметил Калинин.