Волгоградская «ОПОРА РОССИИ» приняла участие в обсуждении законопроекта о создании единого оператора цифровой рекламы
3 августа Комиссия по СМИ и информационным технологиям Общественной палаты Волгоградской области провела заседание, в рамках которого обсуждался законопроект «О создании единого рекламного оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений». Участником дискуссии стал Председатель Волгоградского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Удахин.
В пояснительной записке к данному законопроекту содержится указание на то, что наиболее уязвимые сектора в информационной сфере — это наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами в целях нанесения ущерба Российской Федерации и российским юридическим и физическим лицам. В связи с этим предполагается создание единого оператора цифровых рекламных конструкций (далее — единый оператор), имеющего эксклюзивные права на формирование схемы и размещение цифровых рекламных конструкций во всех регионах РФ сроком от 30 лет без проведения торгов и получения разрешений, без обязанности соблюдать ГОСТ о наружной рекламе и ограничений по объектам культурного наследия, с правом ведения предпринимательской деятельности.
Законопроект был внесен депутатом Госдумы Артемом Кирьяновым и 15 июля принят в первом чтении. Это вызвало резкую реакцию со стороны представителей отрасли, общественных организаций, предпринимательских сообществ и Федеральной антимонопольной службы. Законопроект, по мнению многих участников обсуждений, ведет к уничтожению 90% рекламной отрасли и не решает заявленных задач национальной безопасности.
На заседании Комиссии в качестве материалов для обсуждения рассматривались обращения «ОПОРЫ РОССИИ» к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, правовой анализ и позиция представителей отрасли Волгоградских агентств и операторов наружной рекламы и выступление представителей ФАС на круглом столе «Монополизация рынка рекламы: за и против», прошедшем 28 июля в Госдуме.
Председатель Волгоградского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Удахин прокомментировал обращение Президента бизнес-объединения Александра Калинина к председателю Государственной Думы, пояснив, что большинство предприятий в рекламном секторе, действующих в настоящее время, столкнутся с риском ликвидации. Это может привести к оттоку высококвалифицированных специалистов, в том числе IT-специалистов, в зарубежные страны. Также многие самозанятые лишатся возможности размещать информацию о своих товарах и услугах на привычных интернет-ресурсах.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольга Устинова отметила, что законопроект не подлежит рассмотрению: «Мы готовим обращение к Губернатору Волгоградской области, для чего сейчас проводим экономический анализ отрасли — от суммы выпадающих доходов в бюджет области до количества рабочих мест, которые регион может потерять».
Член Общественной палаты России, заслуженный юрист РФ Светлана Казаченок рассказала об обсуждении законопроекта в Общественной палате РФ. «В нем полностью отсутствует хоть какое-нибудь обоснование передачи частному оператору таких больших полномочий на 30 лет! По сути, законодатель говорит: Отдайте нам всю Россию без всяких ограничений! Что при этом будет с рекламным рынком, с обликом городов, с безопасностью на дорогах? Им хотят отдать такие права, которых у президента нет. Все положения законопроекта содержат в себе грубейшие нарушения действующего законодательства РФ», — подчеркнула спикер, добавив, что в ОП РФ уже поступило несколько отрицательных отзывов, в том числе от заместителя председателя Правительства РФ.
На Комиссии присутствовали и представители рекламной отрасли в Волгоградской области: директор филиала Gallery Мария Лосицкая, представители компаний «ДРИМ» и «Плазма» Жанна Богачева и Рубен Оганесян. По их мнению, принятие законопроекта в таком виде сначала убьет всех участников отрасли, а затем единый оператор поднимет цены на услуги, что существенно ухудшит условия для волгоградских рекламодателей — предпринимателей и самозанятых.
«В Волгограде в рекламной отрасли работают до тысячи человек. Это тысячи семей, которые в обозримом будущем могут потерять доходы», — считает Рубен Оганесян.
Жанна Богачева сообщила, что готовится обращение к Губернатору области, мэрам Волгограда и Волжского, депутатам Государственной Думы от Волгоградской области о последствиях, которые наступят в случае принятия этого закона. «Мы уже консультировались с несколькими депутатами и знаем, что партии "Справедливая Россия" и "Новые люди" не поддерживают этот законопроект. И наша задача — довести до всех депутатов и руководства Думы, к каким катастрофическим последствиям это может привести».
Председатель Комиссии Вячеслав Черепахин отметил, что на прошедшем 29 июля в Москве Федеративном совете Союза журналистов России с коллегами из разных регионов РФ обсуждался законопроект. По их словам, он везде вызывает критическую реакцию. «Познакомившись с правовым и экономическим анализом, применив свой 30-летний опыт работы в рекламной отрасли, я предположу, что это не просто брак и недобросовестность отдельного депутата, внесшего под прикрытием защиты национальных интересов законопроект на рассмотрение, а намеренное действие в пользу одного из участников рынка. Банальный, но вредный для страны лоббизм», — уверен спикер.
По итогам заседания члены Комиссии проголосовали и приняли два пункта: обозначить отрицательную позицию Комиссии по СМИ и информационным технологиям ОП ВО и не рассматривать законопроект; рекомендовать Совету ОП ВО направить отрицательный отзыв на данный законопроект в Государственную Думу РФ и Общественную палату России.