ru

Новости

Дайджест от «ОПОРЫ РОССИИ» законодательных изменений в сфере охраны окружающей среды

Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по вопросам экологии и устойчивого развития подготовил дайджест основных законодательных изменений в сфере охраны окружающей среды. В этом выпуске рассмотрим такие темы, как: выбросы парниковых газов и адаптация к изменениям климата; ESG и «зеленое» финансирование; государственный экологический контроль (надзор); вторичные ресурсы и побочные продукты производства; государственные и муниципальные «зеленые» закупки и др.


  • Выбросы парниковых газов и адаптация к изменениям климата

1. Распоряжение Правительства РФ от 11 марта 2023 г. № 559-р «Об утверждении Национального плана мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года»;

2. Письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2023 г. № Д05и-5072 «О сроках сдачи отчетности о выбросах парниковых газов»;

3. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (по состоянию на 30 января 2023 г.) (подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/07/01-23/00135456).

Письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2023 г. № Д05и-5072 «О сроках сдачи отчетности о выбросах парниковых газов»:

1. Согласно Федеральному закону от 1 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным;

2. Организация, хозяйственная и иная деятельность которой сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год, обязана до 1 июля 2023 г. сдать в Минэкономразвития России отчет о выбросах парниковых газов за 2022 год (период 01.01.2022 – 31.12.2022) в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов парниковых газов (форма отчета предусмотрена постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2022 г. № 707 «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Проект распоряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»

1. В настоящее время действует Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. № 1316-р;

2. Проектом утверждается актуализированная редакция Перечня 1316-р, в частности, в раздел I «Для атмосферного воздуха» дополнительно включается 68 новых веществ, в отношении которых будут применяться меры государственного регулирования, на основании информации, полученной от Росгидромета, Росприроднадзора, Роспотребнадзора и научных организаций;

3. В частности, раздел I Перечня 1316-р предлагается дополнить 13 загрязняющими веществами, необходимость регулирования которых выявлена в ходе выполнения федерального проекта «Чистый воздух»;

4. В новый Перечень предлагается включить, в том числе приоритетные вещества: диЖелезо триоксид, (железа оксид; железо сесквиоксид) /в пересчете на железо/, Натрий гидроксид (Натр едкий), Пыль абразивная (корунд белый, монокорунд), Пыль аминопластов, Пыль асбестосодержащая (с содержанием хризотиласбеста до 10%) /по асбесту/, Пыль древесная, Пыль зерновая, Пыль фенопластов резольного типа (Э2-330-02, У2-301-07), Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия, Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа)), Хлор диоксид, Цинк сульфат (в пересчете на цинк), Диоктилбензол-1,2-дикарбонат (Диоктилфталат).

  • ESG и «зеленое» финансирование

1. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2023 г. № 373 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. № 1587»;

2. Информационное письмо Банка России от 28 декабря 2022 г. № ИН-02-28/145 «О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления».

Информационное письмо Банка России от 28 декабря 2022 г. № ИН-02-28/145 «О рекомендациях по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления»:

1. Банк России рекомендует советам директоров (наблюдательным советам) кредитных и некредитных финансовых организаций, а в случае их отсутствия – высшим органам их управления и исполнительным органам следовать принципам и подходам к организации корпоративного управления, изложенным в информационном письме Банка России от 16 декабря 2021 г. № ИН-06-28/96 «О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества факторов, связанных с окружающей средой, социальных факторов и факторов корпоративного управления (ESG-факторов), а также вопросов устойчивого развития», с учетом вида деятельности, осуществляемой финансовой организацией, ее организационно-правовой формы, характера и масштаба осуществляемых операций, уровня и сочетания принимаемых рисков;

2. Следование принципам и подходам указанного информационного письма Банка России позволит финансовым организациям организовать системную работу по учету ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при осуществлении как стратегического, так и операционного управления деятельностью финансовой организации, управления рисками, при взаимодействии с акционерами (участниками), клиентами, контрагентами и иными заинтересованными лицами.

  • Государственный экологический контроль (надзор)

1. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336»;

2. Приказ Минприроды России от 10 января 2023 г. № 5 «О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 1044»;

3. Приказ Росприроднадзора от 20 декабря 2022 г. № 571 «Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по видам государственного контроля (надзора)»;

4. Проект Федерального закона № 209495-8 «О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10 октября 2022 г.);

5. Проект Федерального закона № 253855-8 «О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 8 декабря 2022 г.).

  • Вторичные ресурсы и побочные продукты производства

1. Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2022 г. № 4249-р «Об утверждении перечня веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства»;

2. Письмо Минприроды России от 16 марта 2023 г. № 25-47/9247 «Об обращении с вторичными материальными ресурсами».

Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2022 г. № 4249-р «Об утверждении перечня веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства» (вступило в силу с 1 марта 2023 г.):

1. Вещества и (или) предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и содержащие СОЗ, в соответствии со Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г.;

2. Вещества и предметы, образуемые в результате хозяйственной деятельности и входящие в любую категорию, указанную в приложении I к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г., за исключением тех, которые не обладают ни одним из свойств, предусмотренных приложением III к указанной Базельской конвенции;

3. Воды от промывки оборудования и уборки помещений производства и применения пестицидов.

Письмо Минприроды России от 16 марта 2023 г. № 25-47/9247 «Об обращении с вторичными материальными ресурсами»

1. Законодательство об обращении с отходами производства и потребления не содержит запретов в части объемов отнесения образуемых веществ к отходам либо к побочным продуктам;

2. В случае отнесения одного и того же вещества к отходам и к побочным продуктам производства порядок учета такого вещества, объема его образования и порядок его целевого использования устанавливается учетной политикой в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о таких продуктах, объемах и дате их образования, планируемых сроках их использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и о результатах таких использования или передачи отражают в Программе ПЭК и Отчете о результатах осуществления ПЭК (п. 4 статьи 51.1, ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

  • Государственные и муниципальные «зеленые» закупки

Постановление Правительства РФ от 8 июля 2022 г. № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» (вступило в силу с 1 января 2023 г.):

1. Устанавливаются особенности описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования.

2. К товарам относятся: а) изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения (туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения); б) твердые поверхностные покрытия и элементы благоустройства (покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения); в) мягкие покрытия (резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы); г) контейнеры и урны для мусора; д) удобрения органические, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.

3. При описании объекта закупки, относящегося к товарам, указывается доля вторичного сырья, использованного при производстве товара.

  • Иные изменения

1. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 600-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2023 г.);

2. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2023 г. № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

3. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2023 г. № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

4. Письмо Минприроды России от 3 февраля 2023 г. № 19-44/4100 «О представлении декларации о плате за негативное воздействие».

5. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2023 г. № 280 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Луганской Народной Республики и особенностях организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Луганской Народной Республики»;

6. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2023 г. № 279 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Донецкой Народной Республики и особенностях организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Донецкой Народной Республики»;

7. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2023 г. № 278 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Запорожской области и особенностях организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Запорожской области»;

8. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2023 г. № 277 «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Херсонской области и особенностях организации и осуществления в 2023 - 2026 годах государственного экологического контроля (надзора) на территории Херсонской области».

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Информацию подготовила эксперт Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по вопросам экологии и устойчивого развития, директор Департамента регионального развития Российского экологического общества Наталия Ушакова

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»