Владислав Корочкин: «Основная проблема малого бизнеса — не «низкая рождаемость», а «высокая смертность»
В столице прошел Московский финансовый форум, одним из спикеров которого стал председатель Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин.
Владислав Корочкин выступил на сессии форума, посвящённой одному из пунктов национального проекта по развитию МСП — популяризации предпринимательства.
В своем выступлении Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» обрисовал те направления, на которые нужно обратить внимание, чтобы предпринимателей стало больше.
Эксперт отметил, что в документе четко обозначено, сколько «дедушек, студентов, военных, мам и школьников» должно прийти в бизнес, однако, назвав эти основные группы, забыли только одну.
«В 2011 году «ОПОРА РОССИИ» провела форсайт-проект «Малый и средний бизнес 2020-2040». Одним из его выводов являлось то, что на долю традиционного малого бизнеса ближе к 40-му году будет приходиться не более 20%. Приблизительно 30% займут новые виды малого бизнеса, а всё остальное, весьма вероятно, станет бизнесом мигрантов», — сообщил эксперт.
Чтобы оживить экономику, без их внешнего притока обойтись невозможно, и этот источник пополнения нужно учесть. Однако про миграционную политику и мигрантский бизнес в национальном проекте ничего не сказано.
Не количество, а качество
По мнению Владислава Корочкина, основная проблема у отечественного малого бизнеса — не «низкая рождаемость», а «высокая смертность».
Поэтому главным целевым параметром нацпроекта он предложил сделать не просто число вновь созданных субъектов МСП, а степень их выживаемости.
«Несмотря на то, что в нацпроекте прописано очень много разных цифр, проблема заключается не в достижении конкретных показателей, а в создании такой качественной бизнес-среды, саморазвитие которой будет приводить к достижению этих — и любых других цифр как к своему естественному результату», — сообщил спикер.
Не «что такое малое предприятие?», а «кто такой малый предприниматель?»
Не стоит забывать, что одна из двух главных особенностей малого предприятия — персонифицированный, «личный» характер бизнеса, напомнил эксперт.
«С появлением самозанятых налогоплательщиков, отграничение ИП от ООО и АО потеряло смысл, поэтому нужно полностью уравнять в правовых режимах индивидуальных предпринимателей «с работниками», семейные предприятия и фермерские хозяйства и компании, где основной собственник (или член его семьи) одновременно исполняет функции управления (исполнительного органа).
«Именно на эту группу нужно распространить понятие «микропредприятие». И дать им возможность работать по единым, простым и понятным правилам», — отметил Владислав Корочкин.
Не «персонал», а «со»-трудники!
Еще одним предложением стало упрощение трудовых отношений. Так, одно из последних исследований показало, что скоро свыше 45% работников в России могут оказаться невостребованными.
«В течение ближайших десяти лет примерно 20 миллионам человек предстоит искать себя в каких-то новых сферах деятельности! А значительную их часть могли бы «пригреть» малые предприятия, если упростить и облегчить этот процесс.
Нужно разрешить малому бизнесу привлекать рабочие руки на условиях самозанятости. Не заморачиваясь с функциями налогового агента, отчислениями в фонды, Трудовым кодексом и т.п., а просто платя людям заработанные ими деньги и ни о чём больше не волнуясь», — предложил Корочкин.
Свобода, простота, стабильность…
Еще одним важнейшим шагом к созданию качественной бизнес-среды, куда устремятся граждане, — принципиальное признание свободы предпринимательства.
«Второй обязательный пункт — упрощение! Со всем, что должен сделать малый бизнес, должен свободно справляться он сам, в одиночку, за полчаса. Всё это должно быть предельно просто!
Предприниматель три-пять часов в день, включая выходные и праздники, вынужден тратить много ресурсов по ведению бухгалтерии, отчётности, всевозможным отпискам. Расходуя их не на выполнение «обязательных требований», а на предоставление отчётов о том, как он их выполняет. Трудно сосчитать, скольких людей отпугивает одно это», — сообщил Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ».
Сокращение не «налогов», а налогового бремени
«Вся добавленная стоимость у все большего числа традиционного МСБ уходит исключительно на проверяющих, налоги, зарплату сотрудникам и выплаты банкам», — подчеркнул эксперт. — Говорят, малый бизнес уходит в тень, потому что «не хочет» платить налоги. Это лукавая неправда. Говоря про самозанятых, мы предлагали не их выводить из тени, а убрать всё то, что создает эту якобы тень!».
По мнению Владислава Корочкина, также необходимо расширить и популяризировать патентную систему.
Малый бизнес и чужие деньги
«Подход к самой философии кредитования малого бизнеса в нашей стране кажется принципиально неправильным. В крупном бизнесе кредиты, как правило, берёт менеджмент, «техноструктура», работающая с чужими деньгами. Пакеты акций, даже если они есть, невелики, ответственность размыта.
Малый бизнес, как я уже много раз повторил, предельно персонифицирован. Берёт кредиты, отдаёт их и отвечает за них конкретный человек лично. И предложение «взять кредит», на любых, сколь угодно льготных (но чаще ломбардных) условиях — не что иное, как предложение вместо себя работать «на чужого дядю», упираться и убиваться, чтобы отдавать большую часть заработанного в лучшем случае банку. Нужна принципиально иная инвестиционная модель.
Давайте начнем популяризировать все, что я перечислил, и национальный проект точно состоится!», — заключил Владислав Корочкин.
Фото: официальный сайт Мосфинфорума