ru

Новости

Состоялось совместное заседание Комитетов «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле и подакцизным товарам: главные темы

«ОПОРА РОССИИ» провела очередное совместное заседание Комитета по подакцизным товарам и Комитета по торговле. В мероприятии приняли участие Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин и председатель Попечительского Совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов. Также были приглашены заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Юлия Юдина и директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператор «Честный знак» Максим Курганский.


Первый вопрос повестки был посвящен проблемам исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в розничных предприятиях торговли и мерам реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций.

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Комитета по торговле и заместитель председателя Комитета по подакцизным товарам Владлен Максимов рассказал предысторию проблемы, которая сложилась в Краснодарском крае. В середине июля стало известно о появлении на платформе оценки регулирующего воздействия администрации края о выходе постановления губернатора края о схеме размещения торговых объектов, реализующих табачные и никотинсодержащие изделия в павильонах. Речь идет о возможном закрытии легальных торговых точек малой торговли, реализующих табачную и никотинсодержащую продукцию, а также о запрете торговли в павильонах указанной товарной категорией. Особая опасность этой инициативы еще и в том, что она может распространиться и на другие регионы.

Спикер отметил, что когда формировался ФЗ-15, в списке объектов, имеющих право торговать табачными изделиями, были намеренно оставлены павильоны (киоски тогда не были включены в этот список), то есть представители законодательной власти сами проголосовали тогда за то, чтобы оставить павильоны в перечне. Такое решение тогда приняли, потому что табак является трафикообразующей категорией для малого бизнеса.

В данном же постановлении губернатора Краснодарского края для борьбы с контрафактным товаром разрешается торговля табаком только в стационарных павильонах. Однако именно стационарных павильонов как таковых по всей стране единицы, это редкие объекты.

В качестве решения проблемы Владлен Максимов предложил использовать систему «Честный знак»: «В тоже время для борьбы с нелегальным табаком у нас есть рабочий инструмент — это система “Честный знак”, на разработку и развитие которой было потрачено много сил и средств. Эта система дает возможность посмотреть, какие объекты торгуют легально, а кто нарушает. Поэтому если есть необходимость сократить схему, то нужно начать с объектов-нарушителей».

Ответственный секретарь Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по подакцизным товарам Алексей Чиков добавил, что реализация легальной розницы через НТО в Краснодарском крае оценивается экспертами в 15% от всего объема табачной продукции. А в масштабах России через нестационарные торговые объекты реализация достигает до 10% объема легального табака.

По мнению председателя Краснодарского краевого отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Даниэля Башмакова, получить разъяснения по терминам «строение» и «сооружение» и избежать разночтений необходимо сейчас: «Важно, чтобы трактовка термина была однозначной и понятной. Не будет лишним получить информацию и от Генеральной прокуратуры».

В свою очередь, Максим Курганский подтвердил, что действительно, с понятием «павильон» ситуация видится неоднозначной. Касательно выявления нелегальной продукции, система маркировки в режиме реального времени дает возможность понимать, какие участники оборота нарушают и какого рода имеется нарушение. Действительно, есть возможность выгрузить из системы список торговых точек и проверить, кто именно участвует в незаконной деятельности.

Продолжая тему, Сергей Борисов, эта тема очень специфическая и в то же время очень важная, так как указывает на некоторые тренды, которые могут распространиться дальше. Спикер считает, что казус с понятиями «киоск» и «павильон» должен быть исправлен. В любой сфере торговли, в том числе и в категории табачной и никотинсодержащей продукции, законопослушный легальный бизнес заслуживает справедливого к себе отношения.

Завершил обсуждение вопроса Александр Калинин, который заметил, что в какой-то момент принятие новых мер, таких как ужесточение критериев, увеличение размера госпошлины на розничную продажу алкогольной продукцией, привели лишь к увеличению нелегальной торговли. Это глубочайшее заблуждение, что, запретив торговать табачной и никотинсодержащей продукцией в малых форматах, результатом окажется уменьшение нелегального оборота.

В ответ Юлия Юдина высказала готовность рассмотреть и проработать материалы, которые будут подготовлены. Если есть проблема в толковании положений федерального законодательства, то стоит прояснить ситуацию, запросив разъяснения у заинтересованных органов. Часто на практике отсутствие прямо прописанного разрешения рассматривается региональными органами власти как запрет. В то же время кажется немного странным, что при действующих с 2013 года правилах и легальном существовании бизнеса все это время вдруг именно сейчас возникла такая проблема.

Далее участники заседания обсудили вопрос о проблемах исполнения ограничений продажи никотинсодержащей продукции в рознице, а также о мерах реагирования и защиты законопослушных МСП от участившихся кампаний органов власти и общественных организаций. Алексей Чиков рассказал об обращениях предпринимателей по поводу требований или запросов разместить плакаты в торговом объекте, несмотря на существование строгих правил арендодателя, когда торговая точка арендует площадь внутри торгового центра.

Этот вопрос прокомментировал Сергей Селивёрстов, пояснив, что существует некая городская программа, в рамках которой и появляются предложения разместить в павильоне тот или иной плакат.

В свою очередь, Владлен Максимов заметил, что при жестких правилах, которые устанавливает тот или иной торговый центр, не так просто разместить у себя в магазине на видном месте большой плакат, где каждый используемый метр оплачивается арендатором.

Переходя к торговым вопросам, участники заседания рассмотрели вопрос по агрегированной маркировке, которая касается продажи маркированного товара упаковками.

Член Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по торговле, член Ассоциации «НП «ОПОРА» Алексей Григорьев пояснил, что вопрос касается упрощения и минимизации затрат. Чтобы на кассах не нужно было сканировать каждую отдельную единицу товара из упаковки (что часто требует вскрытия упаковки) есть вариант сканировать лишь некий код, который агрегировал бы в себе коды всех тех товарных единиц, которые входят в данную упаковку.

С ней согласился руководитель отдела по связям с государственными органами ООО «Метро Кэш энд Керри» Ирина Печерина. Агрегированная маркировка (код идентификации групповой упаковки) по законодательству не является обязательной, тем не менее ряд производителей стали использовать агрегированную упаковку. Вскоре ожидается маркировка сладкой воды и газированных напитков, поэтому вопрос актуален не только для крупных сетей, но и для малой торговли.

Завершающей темой на заседании стал вопрос об окончании эксперимента и проведении оценки регулирующего воздействия в отношении проекта Постановления Правительства РФ об установлении запрета на продажу маркированных товаров на основании данных из ГИС МТ (идентификация просроченного или контрафактного товара).

Алексей Григорьев уточнил, что вопрос касается так называемой «запретительной кассы». В процессе пробивания маркированного товара на кассе система маркировки может выявлять проблемы с товаром, например если товар просрочен, не введен в оборот или уже выведен из оборота. В указанных случаях касса блокирует продажу данного товара.

К сожалению, есть ряд случаев, когда товар ошибочно попадает под запрет. Например если товар не был введен в оборот по ошибке производителя, покупатель пробил товар сосчитав маркировочный код, но потом передумал его покупать. Такие случаи затрудняют процессы продажи.

Дополняя тему, Ирина Печерина рассказала, что на данный момент формируется проект постановления Правительства с перечнем случаев по запрету товаров к продаже на основе данных из системы.

В заключение обсуждения вопроса, Максим Курганский отметил, что эксперимент уже закончен, и по его результатам все технические моменты должны быть учтены. Вводиться система будет поэтапно, в разные установленные сроки. Но при наличии каких-то особо критичных моментов информацию необходимо донести до регулятора.


Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»