ru

Новости

17 Марта 2015

Николай Циганов: «Понимания между властью на местах и малым бизнесом не хватает»

Проблемы строительной отрасли сегодня на слуху, и один из путей, который способен привести к минимизации потерь – поддержка среднего и малого предпринимательства. С этой целью в «Опоре России» был создан профильный Комитет по строительству. Мы беседуем с его председателем, членом Президиума Правления, главой группы компаний «Премьер» Николаем Цигановым.


Николай Михайлович, ситуация на рынке настолько тяжёлая, что потребовалось создание строительного комитета при «Опоре России»?

Ситуация непростая, но сгущать краски я бы не стал. Речь идёт не о «пожарной» помощи, а о четко структурированной работе по сохранению тех темпов развития, которые набирает строительная отрасль России. А они по некоторым параметрам, поверьте, достойны уважения. Так, в прошлом году объем ввода жилья в России достиг небывалых 81 млн. кв. метров - это на 14,9% превышает показатели 2013 года! Отмечу, что около 40% от этого объема - жилье эконом-класса, то есть доступное для многих россиян.

Напомню, что Комитет по строительству при «Опоре России» был создан в декабре, первое совещание мы провели в конце февраля. У нас подобралась крепкая команда профессионалов, с помощью которых мы будем предлагать механизмы решения самых «горячих» проблем отрасли. Отмечу, что с нашим Комитетом уже сотрудничают напрямую 11 регионов, с остальными работа ведётся.

Некоторые эксперты говорят, что доля действительно крупных компаний в «стройке» невелика, но голос малого строительного бизнеса имеет малый вес при рассмотрении вопросов развития отрасли. Так ли это?

К сожалению, это так. И ключевая задача нашего профильного комитета - помочь малому и среднему предпринимателю развиваться в строительной сфере. Представители МСП должны конкурировать и в поставках стройматериалов, и в проведении проектных работ, и в выполнении подрядных работ по всему спектру деятельности. Понятно, что объёмы работ будут меньше, чем у крупных компаний, но при устранении излишних ограничений, практически вся сфера строительства является приоритетной для малого и среднего бизнеса.

Задача нашего комитета - создать при «Опоре России» самую конструктивную площадку для диалога между предпринимателями, работающими в строительной отрасли, производителями материалов и представителями федеральных и региональных органов власти.

По каким направлениям будет вестись работа?

Мы будем объединять и продвигать инициативы в отрасли по пяти направлениям. Прежде всего, это жилищное строительство – об актуальности этого направления повторяться, думаю, не стоит. Во-вторых, это промышленное строительство. В-третьих, это проблемы социально-инженерной инфраструктуры: сюда входит строительство административных, коммерческих, нежилых, сельскохозяйственных, учебных зданий, зданий в области здравоохранения. Четвёртое направление - производство и поставка стройматериалов, пятое - госзакупки.

Правда ли, что последнее направление является сегодня одним из наиболее проблемных?

Проблем в сфере госзакупок и госзаказов действительно хватает – это не секрет. Одна из насущных - недобросовестная конкуренция, жертвами которой, как правило, становятся именно малые предприятия. Поэтому наш комитет будет мониторить ситуацию и, если потребуется, оказывать адресную поддержку предпринимателям в конкретных субъектах РФ. В частности, планируем организовать ряд консультационных встреч между экспертами в строительной отрасли с предпринимательским сообществом Севастополя.

Сегодня существует дефицит взаимодействия между малым и средним бизнесом и органами власти на местах, и это ведёт к тому, что госимущество - в том числе земельные, кредитные ресурсы - становится для представителей МСП недоступным. Прибавьте сюда проблемы с лицензированием, высокие налоги и цены на энергоресурсы, коррупцию и элементарную некомпетентность некоторых госслужащих.

Есть ли уже сейчас какие-то конкретные инициативы?

Мы их обсуждали на совещании Комитета по строительству при «Опоре России» 27 февраля. Так, у нас не предусмотрен документ, подтверждающий статус предприятия как малого или среднего, а информация о количестве сотрудниках и финансовой деятельности является закрытой. Даже если она предоставлена добровольно, то проверить её органам власти невозможно. Отсюда недоверие к МСП, а разработка документа-свидетельства о статусе малого и среднего предприятия могла бы снять этот вопрос и повысить долю участия субъектов МСП в госзакупках. С этой же сферой связано другое предложение – надо увеличить срок для изучения работ (их объёма, специфики и проч.), выставляемых на торги по заключению контракта на госзакупку. Сейчас он составляет всего 30 дней, что явно недостаточно для полного анализа. Из этого вытекает другая проблема: и исполнитель, и заказчик, как правило, нарушают условия контракта. Также «головной болью» отрасли является безграмотность в оформлении конкурсной документации – госслужащие работающие с ней в сфере госзакупок, должны проходить обязательную аттестацию, повышение квалификации. Одним из недопустимых итогов такой безграмотности становится то, что недобросовестные заказчики уходят от ответственности – об этом сигнализируют во многих регионах России.

Отмечу, и ещё один серьёзнейший фактор, тормозящий развитие строительной отрасли: формально банки не отказываются от поддержки и готовы давать кредиты малым предприятиям. Но делают это на общих условиях, которые зачастую не под силу субъектам МСП. Эти препятствия надо преодолевать сообща, выдвигая своевременные и профессионально подготовленные инициативы и регионального, и федерального уровня. И наш Комитет по строительству при «Опоре России» готов к такой работе.

Подпишитесь на Telegram-канал
«ОПОРЫ РОССИИ»